Город мертвых верхняя балкария. Верхний Чегем (селение Эль-Тюбю), Город Мертвых. Возникновение Города мертвых


Часть 1. Захватив заветное рекомендательное письмо от рабочего экспедиции,я отправился в Верхнюю Балкарию. Автобус
ходил туда один раз в неделю. Из Нальчика мы выехали около 8 утра. Достаточно быстро мы проскочили село Нартан, Аланское укрепление и Кабардинские курганы и, где-то через час, мы уже были зажаты ущельем,которое становилось все уже и уже. Часа через три водитель остановил автобус у Голубых озер.Перед этим я с любопытством наблюдал мост, над каньоном реки Черек,переехав через который мы оказались на левой стороне ущелья. В автобусе я опросил всех о том знает ли кто где живут Мусуковы. По- русски говорила только одна девушка,которая сказала,что проводит меня до дома Мусуковых. . И еще она посоветовала мне не смотреть в ущелье,так как может стать дурно.Действительно,мне казалось,что заднее колесо автобуса,иногда,почти висело над пропастью,но зато какая красота,какая экзотика. В автобусе было всего человек 8 или 9. Вся задняя половина его была завалена продуктами –соль,сахар,мука,скорее всего,медикаменты и отдельные посылки,газеты,журналы. Уже стало темнеть, когда мы въехали в село и остановились у главного и единственного магазина. Девушка,вместе со своей подругой пошли меня провожать до дома Мусуковых.

Подойдя к дому,они позвонили в колокольчик висевший на столбике калитки. Из дома выбежала девочка лет 14-ти.Они сказали ей что-то на своем языке.Я отдал ей рекомендательное письмо. Она открыла калитку и повела меня в дом,распрощавшись с девушками, которые меня провожали. Ее звали Аминат.Она была моим помощником и переводчиком. Она закончила 7 классов и неплохо говорила по-русски. Мы вошли на кухню или столовую, или гостиную,через длинную прихожую или сени. Слева были длинные двухэтажные нары,на которых уже торчали четыре детских головки,вопросительными взглядами рассматривая меня.

Посредине комнаты стоял длинный деревянный стол, покрытый скатертью.Справа от стола была большая печь похожая на русскую печь с альковом для изготовления лаваша. Меня сразу стали угощать тушеными помидорами с лавашем. В процессе трапезы я рассказывал о себе,Ленинграде, об экспедиции. Откровенно говоря,дорога меня так умотала,что я валился с табуретки,которую любезно подставили мне,хотя Аминат и ее мать,с ребенком на руках, сидели на коврах приподнятого пола,рядом со столом. После окончания трапезы Аминат взяла меня за руку и повела в сени, где посадила на скамейку и велела ждать.

После чего она явилась с тазом и кувшином и,попросив раздеть обувь,стала мне мыть ноги. Я мог бы и сам,но она мне сказала,что это их обычай. После этого,чрез длинный коридор, она проводила меня в кунацкую-комнату для гостей.Когда я вошел туда я просто обалдел…(продлжение следует)
Темнота пропитала горы,
Горы встали черным забором.
Звезды вспыхнули, звезды зажглись
Я в Балкарии. Отворись дверь калитки,
Скрипя приветом,
Отворилась
Под черным пледом.
На меня посмотрели глаза,
До меня донеслись голоса.
Распахнулася дверь и девчонка
Опустила глаза свои черные,
И девчонка протянула ручонку тонкую-
«Саля малейкум»- «Малейкум саля»
Оставив багаж не тяжелый в сенях,
Вхожу, половицей скрепя на ходу,
Сажусь на большую,большую тахту.
Безвременно старость к хозяйке пришла,
Ведь старости этой никто не мешал
И четверо этих безусых соплей
Сплетали морщинок бегущую сеть.
Она разбежалась от кающих глаз
В которых огонь зажигавший погас.
Минута,четыре и паром вися,
Я чай ароматный вкушаю в гостях.
Потом разговоры о городе нашем,
О жизни,о быте… А дальше,а дальше
Помывшись покойником спал
И в 8 иль в 9 наверное встал.
Меня поутру поджидал проводник.
Он в горы меня пожелал проводить.
Да,здесь поводырь,поводырь
Так нужен тому,что увиденный мир
Впервые почувствовал,
осознал-
Он слепнет,он зрение потерял
Пытается крылья на миг обрести
Орлиным пером и крылом обрасти
……………………………………………………..
Сначала по речке идем не спеша
И Черек хрипит полноводьем дыша.
Быстрина певуча-легато,легато.
Пороги –вздымающееся стокато.
Сады- бесконечной толпой, угощают
Плоды улыбаясь –убийство прощают
Во рту моментально сдаются и тают.
И башни и сакли без крыш обвалились
Так время жизнь распорядились.
Пещеры,пещеры –слепящие щели,
Гремят водопады, гудят водосбросы
И мертвой громадой обрывов колоссы.
Балкария-это столица природы
И корчится лира, предчувствуя роды
Поэзии пылкой,стиха золотого,
Но мысли не в силах,бедно наше слово.
А может мое,может слаб я в словах,
Но сердце поет и кружит голова.
Кружит от красот и эмоций несметных.
Да! Здесь хорошо,благодарствую лету!

После полётов и обеда настал черёд "культурной программы" - отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в"Город мёртвых".
Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов

дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется - "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю - древняя стоянка человека (13 - 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.
Недалеко от грота - древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

А другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

А так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI - XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

Через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.

Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

Но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.
Караваны давно прошли
Из Китая - в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Средневековые некрополи, или города мертвых – явление, характерное для Северного Кавказа. Самые известные из них – это Цой-Педе в Чечне и Даргавс в Северной Осетии. Крупнейший же могильник, сохранившийся на территории Кабардино-Балкарской республики, расположен близ селения Эльтюбю.

Эльтюбю: наследие древних времен

Таинственное село Эльтюбю часто называют средоточием балкарской истории. Укрывшееся от внешнего мира в живописных местах в верховьях Чегема, средь величественных и неприступных гор, оно дарит кров человеку вот уже не одно тысячелетие. Здесь обнаружена древнейшая стоянка, чей возраст, по прикидками ученых, может составлять более десяти тысяч лет. В этих же краях находится старинное городище Лыгыт, чье возникновение историки относят к восьмому столетию нашей эры. На территории городища находится чудо средневековой мысли - подземный деревянный водопровод.

Все в Эльтюбю пронизано духом старины: это и построенные несколько столетий назад каменные дома, и возведенная в семнадцатом веке сванскими мастерами и овеянная легендами «Башня любви», и священный камень Байрам-таши, и оборонительные лестницы, и остатки греческих христианских пещерных храмов. Конечно, есть в Эльтюбю и более современные памятники. Поскольку здесь родился Кайсын Кулиев, центр села украшает бюст знаменитого балкарского поэта.

И все же главным достоянием Верхнечегемской котловины, притягивающим сюда множество путешественников, считается старинное кладбище, Город мертвых.

Возникновение Города мертвых

Происхождение могильника близ Эльтюбю объясняют по-разному. По одной версии, склепы и усыпальницы жителям села приходилось возводить из-за особенностей рельефа местности: хоронить в земле здесь было довольно затруднительно. Другая гипотеза предполагает, что такие строения – наследие раннего средневековья, в тот период среди алан появились последователи зороастризма. Эта религия исключала осквернение священных стихий земли и огня, поэтому покойников нельзя было ни закапывать, ни сжигать. Зороастризм на Кавказе был достаточно быстро вытеснен другими верованиями, но обычай помещать умерших в склепы остался. Непохожие друг на друга типы могильников свидетельствуют о том, что сооружены они все были в разное время под влиянием господствующей в тот или иной период религии.

По результатам археологических раскопок, ученые относят имеющиеся на территории кабардино-балкарского Города мертвых захоронения к X-XVIIвекам. А обнаруженные исследователями погребения по большей части были совершены по мусульманским обычаям.

Разнообразие усыпальниц могильника Эльтюбю

В единственном хорошо сохранившемся на территории Кабардино-Балкарии Городе мертвых до настоящего времени всего восемь неразрушенных могил, хотя еще в 30-е годы прошлого века их здесь было больше. Один из исследователей местности выделил тогда несколько видов усыпальниц:

окруженные по периметру камнями земляные насыпи;

насыпи, сооруженные непосредственно из камней;

каменные ящики двух типов, с гладко подогнанными друг к другу булыжниками и сцементированные;

могила-ящик с небольшим расположенным на восточной стенке окошком; четырехгранные кешене с двускатной крышей и окном (как и в предыдущем случае, находящимся с восточной стороны);

склепы восьмиугольной формы с пирамидальной крышей.

Хорошо сохранившиеся до сегодняшнего дня мавзолеи делятся на два типа: более ранние прямоугольные и отнесенные учеными к XVII-XVIIIвекам восьмигранные. Их своеобразные строгие силуэты на фоне суровой горной природы создают неповторимый пейзаж.

Но не только любовь к памятникам старины манит сюда туристов. Ходят слухи, что кабардино-балкарский Город мертвых – это так называемое место силы. Наличие здесь аномальной зоны якобы подтверждают легенды о найденных здесь останках людей, чей рост составлял несколько метров, и предания о долгожительстве местного населения. Однако это уже совсем другая история.

Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю - это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.

Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» - балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» .В верховьях Чегема - у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Адай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эль-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».

Село Эль-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице - кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.

В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).

У подножья еще одного интересного природного объекта - вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» - памятник истории и культуры - находится в нескольких сотнях метров от селения Эль-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были «башни молчания», а на Кавказе - сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эль-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».

Далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.

Напомним, что побывал здесь ученый летом 1936 года, а спустя 20 лет Тимур Шаханов застал только восемь из одиннадцати склепов. А вот что пишет он о склепе, расположенном за селением: «…на расстоянии километра, в местности Сюгюлчю ичи, на склоне горы имеется одинокий склеп (кешене). Склеп этот шестигранный, единственный встреченный нами кешене, имеющий не восемь, а шесть граней. Возможно, что это случайная ошибка строителя. Высота этого склепа 4,5 м, внутри размеры – 240 x 110 см, имеет вид неправильного овала, кверху суживается, окно 50 x 40 см, ориентировано на северо-запад, толщина стены 65 см. Рядом со склепом могильник».

Ученые датируют строительство мавзолеев по-разному, но в целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века.

«Город мертвых», как еще называют эти захоронения, – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов. И они правы. Чего стоит хотя бы такой: во время раскопок, которые осуществлялись с наружной стороны склепов, были найдены скелеты невиданных для тех времен размеров – два метра и даже более. Спрашивается: кого, даже после смерти, охраняли те великаны?

ЭЛЬТЮБЮ «ВНЕ ВРЕМЕНИ»

И еще об одной публикации российского таблоида «Жизнь»1 – о том, что «в загадочном кабардино-балкарском ауле часы показывают разное время». Оказывается, крошечный поселок Эльтюби обследовали специалисты Института земного магнетизма и распространения радиоволн Российской академии наук и выяснили, что «это место является уникальной хрональной зоной… все процессы идут здесь медленнее, чем на равнине». Более того, как утверждает корреспондент, «особое течение времени в Эльтюби чувствуется во всем. Дома, построенные пятьдесят лет назад, несмотря на суровые климатические условия, по сей день не нуждаются даже в косметическом ремонте. Холодильниками местные жители не пользуются даже в летнюю жару. Нет нужды. Продукты здесь совершенно не портятся. Люди не болеют и живут очень долго. Время здесь узнают только с помощью телевидения. Потому что в каждом дворе часы показывают разное время. Как правило – всегда меньше реального».

Отчего же такое происходит? Ответ ученых и эзотериков -математических наук Владислав Луговенко и основателей клуба «Аура» О. и Б. Кольченко прост: «Аул Эльтюби, тесно окруженный скалами, представляет собой основание пирамиды, верхушкой которой являются горные вершины. Центральной точкой в этом основании оказался одиноко стоящий дом семьи М. Там, согласно давно знакомому ученым свойству пирамид, хрональный эффект должен быть максимальным. Знакомство с хозяевами дома полностью подтвердило догадки исследователей». Подтверждением явилось то, что хозяин дома стал отцом в довольно преклонном возрасте, а, кроме того, на старости лет завел… женщину на стороне, к которой регулярно ездил на осле в соседнее село. Всё, не больше и не меньше – других доказательств в статье не приводится.

Итак, наконец-то открыта геопатогенная зона, в которой время замедляет ход. Но где же располагается этот самый Эльтюби? Место, называемое Эльтюбю, известно – обозначено оно и на картах, переводится с балкарского как «селение на дне долины», где эл – селение, а тюбю – пол, дно. Спроси любого жителя Чегемского ущелья, ответит не задумываясь: «Это же Верхний Чегем!». Да и в справочнике «Краткий словарь горных названий Кабардино-Балкарии» прямо говорится: «Эль-тюбю – селение в Чегемском ущелье, носящее также название Верхний Чегем». Тот самый Верхний Чегем, которому в этой книге посвящено сразу несколько материалов, тот самый Верхний Чегем, окрестности коего мы исходили вдоль и поперек, то самое селение, в котором живут люди, близкие и дорогие нам. Да и на фотоснимке, иллюстрирующем сенсационный материал, запечатлен не только «дом долгожителей, расположенный в самом центре зоны», но и знаменитый архитектурный памятник – башня Малкарук-кала.

Так что ошибки нет: мифический Эльтюби – это реальный Верхний Чегем. Только отличие второго от первого в том, что в нем живут нормальные люди, часы которых, в силу изношенности механизмов, случается, показывают разное время. А телевидение – всегда точное: как-никак из Москвы вещает. Холодильники здесь действительно не жалуют – большую часть года климат позволяет обходиться без них. Тем не менее, во многих домах – видели сами – аппараты такие имеются. Насчет домов, которые не требуют ремонта, – это как посмотреть. Были бы у верхнечегемцев лишние деньги – давно бы отремонтировали. А так приходится на многом экономить – ведь с началом перестройки число рабочих мест в селении сократилось в разы. Что касается долгожителей, то здесь их ничуть не больше, чем в других населенных пунктах Кабардино-Балкарии, – данные последней переписи достаточно убедительно свидетельствуют об этом. Мы отметили практически все необычности, характерные для этого места, за исключением той, которой придан вид главного доказательства. Но это уже вопрос не научный, а этический. В том числе этики профессии как журналиста, так и ученого.

Не «вне времени» живет Верхний Чегем, а во времени, причем новейшем, все веяния которого (безработица, низкая рождаемость, отсутствие медицинской помощи) вкусил, к сожалению, сполна.

А что касается «хрональной зоны», то ее здесь действительно стоит поискать: те же говорящие чегемские мумии, о которых без всякой выдумки рассказано выше, не свидетельствуют ли о ее наличии?..


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади

Выбор редакции
Личный опыт 03.08.18 132 716 107 Путешествуя, я трачу меньше, чем домаНемного об экстремальной экономии в путешествии Иногда денег...

Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...

Друзья, накипело. За последние полгода только и слышу новости про авиакомпанию Победу. Их маркетологи настолько суровы, что сделают...

Отправляясь в путешествие в другую страну очень важно иметь под рукой схему региона. Подробная карта Испании с курортами и городами на...
August 11th, 2014 Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80...
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От...
Норвегия – страна суровая и загадочная, даже одни трудно выговариваемые названия её городов и природных объектов могут озадачить и...
На поездку в страну, где каждый уголок дышит историей и связан с именами, произносимыми с придыханием, желательно уделить как можно...
В истории человечества 26 декабря 2004 года ознаменовалось, трагедией огромных масштабов, принесшей море страданий огромному количеству...