Ольгинский женский монастырь. Ольгинский женский монастырь епархиальный женский монастырь Ольгин женский монастырь в волговерховье


Тверская область, Осташковский район. Среди девственных лесов и холмистых пейзажей Валдайской возвышенности затерялась небольшое местечко Волговерховье. В этом заповедном уголке рождается река Волга - шестая по площади водосбора среди всех рек в России. Место сказочное и необыкновенное. Не зря оно пользуется такой популярностью у туристов. Сюда приходят и приезжают семьями, большими компаниями и просто по одному, надеясь побыть в уединении. Часто приходят паломники, чтобы посетить возрождающуюся русскую святыню - Ольгинский женский монастырь, возведенный в начале XX века.


Похоже, сама природа оберегает колыбель могучей реки. Она спрятала исток Волги в непроходимых лесах, дабы запечатлеть святыню русской земли в первозданной красоте. С целью отметить духовное предназначение источника великой реки, как начала христианской истории Руси, в 1907 г. на добровольные пожертвования жителей приволжских городов возвели храм из камня в деревне Волговерховье. Со временем при храме собралась женская монашеская община, для которой впоследствии и выстроили Волговерховский монастырь.

Благодаря подвижничеству, трудам, молитвам сестер-монахинь их обитель вошла в историю России наряду с крупными культурными и духовными центрами.

События 1917 г. непосредственно коснулись и этого уединенного уголка земли. Из монастыря новыми властями были изъяты здания, земли, финансовые записи. Окончательно монашеская община прекратила существование в 1924 г.

День ото дня монастырь приходил в упадок, с церквей сбивали кресты, над истоком Волги опустела часовня. К месту заметить, что за время Второй мировой войны стены монастыря практически не пострадали, хотя саму деревню взяли немцы.


Шли годы, деревню покинули последние жители. После напрасных попыток восстановления храмов монастыря в 60-70 гг. думали, что этот проект безнадежный, и о нем пора забыть. Но в русском обществе сильно живет народная память, благодаря которой, опять же на добровольные пожертвования миллионов людей, возродили Спасо-Преображенский собор Ольгинской женской обители.


Сегодня проводятся работы по реставрации единственной церкви, сохранившейся при монастыре.

Такое путешествие вызовет интерес и не оставит безразличными тех людей, кто любит спокойные места и чарующие глаз пейзажи. Колоссальная духовная подпитка, которую здесь получаешь, действует еще долгое время. Место в самом деле благословенное. И обязательно захочется еще раз сюда вернуться.

С трассы Осташков - Молвотицы у села Свапуще дорога круто ответвляется и начинает постепенно уходить вверх. По песчано-гравийному покрытию, при сухой погоде, доехать на машине можно без проблем, 20 км пути проезжаешь за 40-50 минут, хотя встречаются и крутые виражи, а некоторые участки как «стиральная доска».


Деревня Волговерховье представляет собой чуть более десятока полуразвалившихся деревянных домов, расположенных на одной улице. Перед шлагбаумом в начале улицы, оставляют машины, а дальше - пешая прогулка.

Исток Волги - это родники, бьющие в небольшом болотце, поэтому и вода в источнике желтого цвета. Над родниками соорудили маленькую деревянную часовню. Когда омоете руки свои в воде, помяните оптинского старца Варсофония. Он тоже прославлял этот источник великой реки.

На этом месте свершил водосвятие Патриарх Алексий второй в 1995-м году. С этого момента через всю Россию до самого Каспийского моря несет святые воды прекрасная река.


Перед тем как напитаться многочисленными притоками и превратиться в могучую сильную реку, Волга ничтожным ручейком 1-2 м струится из истока. Здесь единственное ее место, где одной ногой стоишь на правом берегу реки, а другой - на левом. Змейкой извиваясь среди первобытных лесов, чистая прозрачная речушка спускается вниз и быстро набирает силу. При впадении в Оку ширина Волги уже в пределах 300-400 м.

Ольгин женский монастырь находится у села Волговерховье Осташковского района Тверской области, возле истока Волги. В этом месте в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича Романова был устроен Волговерховский Преображенский мужской монастырь, приписанный к Нило-Столобенской пустыни.
В начале своего царствования Петр I обратил на монастырь внимание и способствовал его расширению. К несчастью, в 1723 году деревянные строения сгорели. Последовал указ Тайного верховного совета о восстановлении монастыря, но через год Петр I скончался, и указ не был выполнен, а монастырь упразднили. В 1740 году монастырская земля перешла к Троицкому Селижарову монастырю, и на ней были поселены приписные церковники. Из этого поселка образовалась деревня Волгино Верховье – предшественница нынешнего села Волговерховье.
В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), а также тверского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына начался всероссийский сбор пожертвований на строительство соборного храма нового монастыря в Волговерховье. Значительный вклад сделала царская семья, в том числе великая княжна Ольга Николаевна.
Считается, что именование монастыря произошло во имя святой княгини Ольги, небесной покровительницы великой княжны.
В 1906 году при строящемся Спасо-Преображенском соборе образовалась женская община, ставшая основой учрежденного в 1909 году Преображенского монастыря. Освящение нового кирпичного Спасо-Преображенского храма состоялось 29 мая 1912 года, и этот день считается основанием Волговерховского женского монастыря святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Монастырь был закрыт местными советскими властями в 1924 году. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска взяли Волговерховье, но монастырские храмы сохранились, в соборном храме располагалась конюшня.
28 декабря 1999 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод определили по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открыть у истока Волги женский монастырь.
В комплекс монастыря входят, кроме Спасо-Преображенского собора, деревянная Никольская церковь (1908), перед которой установлен памятник Николаю Чудотворцу, домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Крестовоздвиженская часовня на водоразделе Волги и Озеренки, т.е. Каспийского и Балтийского морей. Над истоком Волги восстановлена часовня. Другая часовня в селе Волговерховье освящена во имя преподобномученицы княгини Елисаветы.
Добраться до монастыря можно только на личном автотранспорте. От Осташкова нужно проехать 53 км по асфальту до деревни Свапуще, там по указателю налево – на село Волговерховье. Через 10 км движения по улучшенной грунтовой дороге, когда слева покажется озеро Стерж, дорога свернет направо, в лес. Через 8 км, миновав деревню Вороново, вы окажетесь в селе Волговерховье, за дальней окраиной которой слева находится монастырь.
Туристический портал Тверской области: www.welcometver.ru

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича у истока Волги был устроен монастырь, основателем и строителем которого стал иеромонах Макарий. Эти сведения впервые были упомянуты в 1724 году в описи , к которой и был прикреплен новопостроенный монастырь.

Монастырь находился не в самых выгодных условиях. Добраться до него было достаточно сложно. Со всех сторон его окружали болота и густой почти девственный лес. Обитель не приобрела большую известность, а потому и развитие ее происходило очень медленно. На территории монастыря, окруженного оградой, располагалась деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя Святого Иоанна Предтечи и несколько келий (число братии было крайне мало). В таком положении монастырь просуществовал до 1686 года, после чего он полностью запустел и остался без средств существования.

Однако уже в царствование Петра I, примерно в 1697 году, монастырь вновь был возрожден к жизни. Вероятно, тому способствовало его ближайшее соседство с рекой, на которую император, занимавшийся улучшением водных путей в России, обратил особое внимание. Впрочем даже помощь Петра I не смогла кардинально изменить ситуацию в обители. В 1724 году в Волговерховском монастыре произошел крупный пожар и вся братия во главе с настоятелем были переведены в Нилову пустынь. В 1740 году земли Преображенской обители перешли во владение Троицкого Селижарова монастыря. На исток Волги поселили приписных в его вотчину церковников, которые и положили начало селу Волгино Верховье.

В начале XX века по инициативе людей, радеющих о своих духовных и культурных истоках, в селе началось строительство каменного Спасо-Преображенского храма. Большой вклад внес Николай II, активную помощь оказывало Всероссийское общество Святой Ольги. Изначально составленный в 1904 году проект храма очень напоминал московский Покровский собор возле Кремля, более известный как храм Василия Блаженного. Автором проекта Преображенского храма стал тверской архитектор Виктор Назарин. Его стремление повторить облик московского собора, вероятно обуславливалось желанием подчеркнуть духовную взаимосвязь одного из главных храмов столицы с храмом у истока великой русской реки Волги. Почему именно собор Василия Блаженного? Архитекторы символически композиционное построение этого собора связывают с влиянием на него главной христианской святыни – храма Гроба Господня и града Иерусалима. Таким образом выбор зодчих в выборе проекта церкви Преображения Господня становится более понятным.

Пятиглавый храм освятили 23 апреля 1920 года. Был составлен план его внутреннего оформления, но в связи с революционными событиями он так и не был осуществлен. Предполагалось, что росписи на стенах собора будут посвящены прославленной русской святой — равноапостольной княгине Ольге. Таким образом создается впечатление, что храм Преображения Господне должен был стать местом памяти о тех, кто стоял у истоков Российского государства, связав тем самым исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.

В 1906 году в селе Волго-Верховье при строительстве храма стала собираться женская община. Через год указом тверской Консистории она была официально утверждена. Так началась новая история монастыря. Не дожидаясь окончательного строительства главного храма, по инициативе первой настоятельницы новообразованной обители, игуменьи Веры, была построена небольшая деревянная одноглавая церковь во имя Святителя Николая. Это строение сохранилось и до наших дней.

В 1912 году монастырь был переименован и стал называться Волговерховский Ольгинский монастырь. Здесь была открыта библиотека, а также церковно-приходская школа, где священнослужители и сестры монастыря обучали детей из бедных семей не только грамоте, но и хозяйственным навыкам. В самом монастыре существовал приют для осиротевших крестьянских девочек, где их воспитывали, давали образование и все необходимые знания для построения семейных отношений, после чего повзрослевшие девочки уходили в мирскую жизнь.

Несмотря на то, что монастырь никогда не был богатым, сестры прилагали невероятные усилия для того, чтобы поддерживать его в должном образе. Помимо двух храмов здесь были построены ограда, одноэтажная деревянная трапезная с кухней, двухэтажные кельи для настоятельницы и сестер, дом для паломников, на территории располагались скотный двор, конюшня, сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар, баня.

Сестры занимались рукоделием, сельским хозяйством, разведением и продажей скота, которые приносили им немалую прибыль.

После закрытия монастыря в 1918 году для того, чтобы спасти свою обитель настоятельница и сестры монастыря на основе иноческой общины основали монастырскую трудовую коммуну, позднее ставшую сельскохозяйственной артелью. Хотя службы в храме велись, все строительные работы пришлось прекратить. Позднее новая власть изъяла у монастыря все принадлежавшие им строения и земли, которые теперь сдавались сестрам в аренду. Однако оплата была настолько высока, что несмотря на усиленный труд сестер, полученные доходы лишь едва покрывали всю сумму налогов. В 1924 году монастырь прекратил свое существование.

Долгое время все здания на территории обители находились в запустении. В советское время неоднократно строили планы, как лучше использовать храмы монастыря, но к счастью им не суждено было сбыться. В конце 1970-х годов Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение о восстановлении двух оставшихся храмом на бывшей территории монастыря. И несмотря на то, что некоторые считали будто церкви начала XX века не являются памятниками архитектуры, благодаря пожертвованиям, монастырские храмы были восстановлены.

28-29 декабря 1999 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была открыта Ольгинская женская обитель.

Сегодня как и прежде монастырь живет своей жизнью. Хотя сестер немного и крупная материальная помощь редко поступает со стороны, обитель с радостью принимает всех, кто приезжает в Волго-Верховье в будние дни и, конечно, в дни престольных праздников, освящения истока Волги и на Крестный ход.

Данный материал взят из книги «Путеводитель из Москвы до Верхневолжья», автор Сычева И.Г.

Религиозная организация Ольгинский женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172754, Россия, Тверская область, Осташковский район, деревня Волговерховье, д. 2А

Контактная информация:

8-980-632-61-31

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://olginmonastery.ru/

История и описание:

На истоке великой русской реки Волги в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича открыли мужскую Спасо-Преображенскую пустынь, приписанную к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были не выгодными из-за труднодоступной местности. В нем была одна деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, келии и ограда были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца XVII в.

В 1697г. на него обратил внимание Петр I и монастырь возродился.

Однако в 1724 году монастырь постигло несчастье - все постройки сгорели и, несмотря, на особый указ Верховного Тайного Совета не был восстановлен. В 1740 г. монастырская земля под названием Преображенской перешла к Селижарову монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселка и образовалась деревня Волгино Верховье, Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берет свое начало Волга святыню - Часовню, что-то вроде Иордани.

В начале XX столетия у истока Волги снова появилась православная святыня - Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. При храме собралась женская иноческая обитель-община. В 1909г. из общины создали общежительный женский монастырь.

Ольгин женский монастырь был закрыт в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. - сельскохозяйственная артель; только лишь к концу 1924 община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование.

Власть изъяла у монастыря буквально все - земли, здания. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время войны немцы взяли село, но не разрушили монастырских храмов. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель Ольги - великой княгини, первой русской прославленной святой, но и все село и округу.

В конце 1970-х гг. в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы.

Несколько лет назад в мае, в Волговерховье приехала большая делегация ученых и общественных деятелей, представителей духовенства. У Ольгина монастыря отслужили молебен, освятили исток Волги, установили крест над кровлей маленького рубленого дома над истоком.

28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашенкой жизни, с назначением настоятельницы обители монахини Анастасии (Зиберт Татьяны Георгиевны).

Монашеская жизнь на истоке Волги начала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2008 году настоятельницы монастыря монахини Софии и назначением штатного священника в обитель иерея Виктора (Ковалек). Начали совершаться постоянные богослужения в церквях монастыря, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане. Начали складываться традиции ежегодного посещения нашего монастыря из Астрахани, Краснодара,Ростова на Дону, Москвы, Петербурга и других городов. Сложились хорошие отношения с руководством области и Осташковского района.

Церкви монастыря:

1) Трехпрестольный храм Преображения Господня (престолы: Преображения Господня; Св. блгв. равноап. кн. Ольги; Св. Предтечи и Крестителя Иоанна). Главный престол освящен в 1920 г.
2) Одноэтажная деревянная церковь во имя свт. и чуд. Николая. Освящена в 1908 г.
3) Домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери

Часовни:

1) Пр. мч. кн. Елисаветы, с. Волговерховье, Осташковский р-он.
2) Исток Волги, с. Волговерховье, Осташковский р-он.

Настоятельница, казначея :

Штатный священник :

Мантийных монахинь - 3
послушниц - 4

Реквизиты :

СБ 8607 г. Тверь в Осташковском ОСБ 5640
р/с 407038 10363160100216
к/с 301018 10700000000679
ИНН 6913008970
КПП 691301001
БИК 042809679

Фото Михеевой Анны Сергеевны с сайта Храмы России

Найти на карте:

Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери является домовой. Сюда был перенесен иконостас Никольского храма во время его реставрации, здесь сестры молились и совершали богослужения, пока Никольский храм воссоздавался. Сейчас в этом небольшом уютном храме находится почитаемая в Ольгинской обители икона великомученицы Екатерины – единственная сохранившаяся икона старого убранства Свято-Преображенского собора.

Главный храм обители располагается в центре монастыря, является самым большим и значительным сооружением.

Закладка каменного храма во имя Преображения Господня состоялась 29 мая 1902 года, «... постановка цоколя каменнотёсами была окончена 22 июня 1902 года...»

Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.

Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые; не было изысканного и обильного "дивного узоречья" из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем свидетельствуют архивные материалы.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера-крестьяне: каменщики Димитрий Кузьмич Соколов и Василий Богданов- каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, Алексей Фёдоров Северов и другие; « обжигали кирпич по местномуспособу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Иванович Вараксин.

К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. В иконостасе «предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской". Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых " есть пошла Земля Русская». Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.

Спасо-Преображенский собор строился на добровольные пожертвования людей 18-ти приволжских губерний, большой вклад в строительства внёс государь Николай II и Всероссийское общество Святой равноапостольной княгини Ольги.

Сейчас собор требует срочной точечной реставрации и восстановления.

В 1907 году по инициативе общины начали строить новый деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освящена 27 июля 1908 года. Это одноглавый высокий деревянный храм клетского типа сохранился до наших дней. Сейчас храм отреставрирован.

Крестопоклонная часовня расположена на возвышенности к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора. Маленькая часовня из бревен, срубленная «в обло», с тесовым четырехгранным шатром. Внутри часовни находится крест и стилизованное изображение, символизирующее водораздел четырех рек: Волги, Днепра, Западной Двины и Ловати.

О деревянной часовне над истоком Волги известно с середины XVII столетия, со времени основания Волговерховского мужского монастыря Преображения Господня. Когда часовня сгнивала, монахи монастыря рубили новую.

Почти 100 лет среди лесов и болот простоял монастырь, но в 1727 г. обитель сгорела и не возобновлялась здесь до конца XIX века. Лишь маленькая деревянная часовня оставалась стоять над истоком Волги, а паломники продолжали приходить к этим местам. С 1740 г. об истоке Волги и о часовне заботились жители деревни Волгино Верховье.

В 1814 г. верховье Волги посетил академик Николай Яковлевич Озерецковский, который позднее писал, что близ истока Волги, называемого местными жителями Иорданью, монастырские постройки не сохранились. В июле 1889 г. в деревне Волгино Верховье побывал писатель Владимир Иванович Колосов, который писал, что над истоком Волги стоит небольшая деревянная часовня, завершенная деревянным восьмиконечным крестом, внутри часовни находится «кладезь» (колодец, источник) очень незначительной глубины, всего аршина полтора, с водой темно-желтого цвета, горьковатой на вкус. По утверждению крестьян, последняя часовня была построена здесь лет десять назад, а вообще на этом месте часовня существует «спокон веку».

Во времена существования Волговерховского женского монастыря Святой Равноопостольной княгини Ольги (1907-1924 гг.) в деревянной часовне у истока Волги почиталась хранившаяся здесь икона «Нерукотворный образ Спасителя», в часовне также находился деревянный скульптурный образ преподобного Нила Столобенского, считавшегося небесным покровителем Верхневолжья. На праздник Богоявления священнослужители монастыря освящали исток Волги.

С октября 1941 по 12 января 1942 года село Волговерховье было занято немцами. При отступлении фашисты засыпали колодец над истоком и сожгли часовню. После освобождени села, бойцы-железнодорожники, прокладывавшие вблизи истока узкоколейку, расчистили колодец над истоком и установили на месте сожженной часовни павильон. В короткий срок плотниками был восстановлен сруб, протянут помост с перилами и резными столбами. Над входом на него установили высокую деревянную арку, а наверху сделали надпись: «Исток реки Волги». Простоял павильон 15 лет. В 1957 году над истоком был поставлен небольшой деревянный домик.

В день памяти Кирилла и Мефодия 24 мая 1993 г. в Волговерховье в присутствии собравшихся здесь ученых и общественных деятелей архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) было совершено водоосвящение. В июле 1995 г. на истоке Волги совершил молебен и водоосвящение Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. В 1998 г. здесь была сооружена новая деревянная часовня, от которой 20 июня 1999 г. начался крестный ход вдоль рек Волга, Днепр и Западная Двина, берущих начало на Валдайской возвышенности. В 2000 г. дореволюционную традицию освящения истока Волги объединили с началом Волжского крестного хода в один праздник. С этих пор Волжский крестный ход принято начинать освящением волжских вод в деревне Волговерховье.

Выбор редакции
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...

Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...

Друзья, накипело. За последние полгода только и слышу новости про авиакомпанию Победу. Их маркетологи настолько суровы, что сделают...

Отправляясь в путешествие в другую страну очень важно иметь под рукой схему региона. Подробная карта Испании с курортами и городами на...
August 11th, 2014 Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80...
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От...
Норвегия – страна суровая и загадочная, даже одни трудно выговариваемые названия её городов и природных объектов могут озадачить и...
На поездку в страну, где каждый уголок дышит историей и связан с именами, произносимыми с придыханием, желательно уделить как можно...
В истории человечества 26 декабря 2004 года ознаменовалось, трагедией огромных масштабов, принесшей море страданий огромному количеству...