Русское искусство петровской эпохи. История Летний дворец петра 1 интересные факты


До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом .

По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя . С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов. Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: "В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы " [Цит. по: 3, с. 39]. 12 марта Кикин снова писал царю: "В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы " [Цит. по: 3, с. 39, 40].

Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец. Известно, что в 1706 году Угрюмов занимался его углублением . Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место "близ Калинкина моста". На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I . Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини . Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом , домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Фасад здания украшен 28 барельефами работы архитектора Андреаса Шлютера , на которых изображены события Северной войны. Над дверью - фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев. Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер, показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца.

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "Ассамблею". На втором этаже находилась приёмная императрицы, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги.

Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как "Людские покои". Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. Её хозяйством заведовал известный механик Андрей Нартов.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Летний дворец в виде царской резиденции просуществовал до середины XVIII века. Затем его стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1815 году здесь жил военный министр князь Горчаков, в следующем году - министр юстиции князь Лобанов-Ростовский, в 1822 - военный генерал, губернатор граф Милорадович, после него - министр финансов Канкрин .

При петербургском наводнении 1824 года Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Дом находится в очень красивом месте под названием Летний сад. Этот парк был разбит в начале 18 века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать. Для работы над своей летней резиденцией Петр I пригласил именитых архитекторов и садовых мастеров. Царь мечтал обустроить здесь сад в версальском стиле. Забегая вперед, скажем, что у него это получилось и до сих пор Летний сад остается одним из любимейших мест отдыха туристов и жителей города.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы.

Место для Летнего дворца Петр выбрал между Невой и Фонтанкой (в те годы - Безымянным ериком), как раз там, где находилось имение шведского майора Эриха фон Коноу. Именно здесь был построен небольшой двухэтажный каменный дом по проекту архитектора Доменико Трезини. Правда, изначально план дома Петр сделал самостоятельно, а Трезини лишь скорректировал его. Стоит отметить, что Летний дворец Петра I не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы. Планировка обоих этажей совершенно одинаковая. Здесь всего 14 комнат, 2 поварни и 2 внутренних коридора. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором - его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время - с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.

На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Несмотря на внешнюю простоту в Летнем дворце Петра I было все, что требовалось для нужд государя. В приемной он читал письма, рассматривал жалобы и иногда принимал посетителей. По соседству находились токарня и станок, за которыми Петр работал, спальня, гардеробная, поварня, столовая и большая комната - ассамблея. Для провинившихся был предусмотрен карцер. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне. На втором этаже находились спальня Екатерины, детская, комната фрейлин и отдельная комната для танцев.

Интересно, что в Летнем дворце Петра I была оборудована система канализации - самая первая во всем Петербурге. Здание с трех сторон омывалось водой, которая поступала в дом с помощью насосов. Течение реки Фонтанки служило движущей силой системы канализации.

Рядом с дворцом находится еще одно здание - Людские покои. Здесь располагалась знаменитая Янтарная комната, огромная библиотека и многочисленные коллекции самых разных вещей, которые собирал Петр. Например, в Людских покоях хранилась анатомическая коллекция голландского ученого Рюйша. По сути в этом доме располагался большой музей: сюда царь привозил различные диковинки, механизмы, множество циркулей, астрономических приборов, камни с надписями, предметы быта разных народов и многое-многое другое.

Свою основную функцию загородной резиденции царя Летний дворец исполнял до середины 18 века. Затем им стали пользоваться чиновники. Некоторое время дворец даже стоял заброшенным. Именно это и сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь расположился историко-художественный музей. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Но масштабная реконструкция в середине 50-х годов 20 века помогла полностью восстановить дворец. Сегодня резиденция царя входит в состав Русского музея , любой желающий может зайти внутрь и узнать, как жил Петр I.

Практическая информация

Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2. Ближайшая станция метро - «Гостиный двор». Вход в сад бесплатный, часы работы - с 10.00 до 20.00. Выходной день - вторник.

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: "Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку".

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Летний дворец Петра I - одна из наиболее интересных достопримечательностей Северной Пальмиры, имеющая более чем 300-летнюю историю. В момент основания города так назывался маленький деревянный дом, в котором жил император. В дальнейшем, это название перешло и к зданию, расположенному между речками Фонтанкой и Мойкой на Адмиралтейском острове. Летний дворец является пионером каменных зданий в городе. В его создании участвовали известные европейские архитекторы Д. Трезини и немецкий скульптор Андреас Шлютер.

Царь велел выстроить здание таким образом, чтобы оно наглядно символизировало готовность России к эффективному сотрудничеству как с Востоком, так и с западными странами. Для реализации подобного рода идеи шесть окон дома выходили на Запад, а шесть других - на Восток, показывая уважение России к интересам стран обеих частей света.

Здание Летнего дворца не отличается вызывающей роскошью - строгое, с четырехскатной крышей, выстроенное в точных пропорциях стиля барокко. Оно символизирует собой возможность отдыха и работы, нежели обстановку для роскошных балов и светских приемов. Кстати, именно в Летнем дворце была запущенная первая канализация в городе, чей движущей системой была река Фонтанка.

Наружное убранство дворца

Фризы фасадов, внешне разграничивающих между собой этажи, красиво украшены барельефами, рассказывающими об успехах России на военном поприще. В образе древнегреческого героя Персея мы можем узнать самого Петра I. На барельефе над парадным входом со стороны сада изображена греческая богиня мудрости, покровительница наук и ремесел, Афина (рим.- Минерва) в окружении всевозможных знамен и трофеев.

Внутренний интерьер

Внутренний интерьер таков, что на всех этажах располагается по семь комнат. На первом находились покои царя, приемная, его рабочий кабинет, комната для денщика, Ассамблейная (большая комната, вторая приемная), гардеробная, поварня и кухня. Как известно, Петр владел 14-тью ремеслами и любил работать в токарне, которая тоже была оборудована во дворце на первом этаже. На втором этаже располагались покои жены и детей императора, столовая, гардеробная. Большой интерес вызывает Зеленая комната, сохранившая свой облик и по сей день. Она украшена позолоченными пилястрами, деревянной резьбой и другими уникальными барельефами и скульптурами.

После смерти императора во дворце стал заседать Верховный тайный совет Екатерины I, который обсуждал все указы. После недолгих лет ее царствования здание было заброшено и не участвовало в перестройке города. Возможно, поэтому мы можем сейчас любоваться истинными интерьерами 18 века. В 1934 году в здании открылся историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны пострадавшее от бомбежек строение заново восстановили. Сейчас резиденция императора вместе с Летним садом входит в состав экспозиции Русского музея.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Летний дворец находится в сердце города. Поэтому, можете с экскурсией посетить Русский музей, находящийся поблизости, погулять по Марсову полю, Михайловскому и Летнему саду или же просто постоять на Дворцовой набережной. В особенности летом, в период белых ночей, здесь никогда не бывает скучно.

Как добраться:

Ближайшие станции метро - «Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Чернышевская». Ближайшая к достопримечательности остановка наземного транспорта – «Летний сад» на набережной Лебяжьей Канавки. Доехать до нее можно на автобусах 46 и 49, на трамвае под номером 3 и маршрутном такси №76.

Выбор редакции
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...

Друзья, накипело. За последние полгода только и слышу новости про авиакомпанию Победу. Их маркетологи настолько суровы, что сделают...

Отправляясь в путешествие в другую страну очень важно иметь под рукой схему региона. Подробная карта Испании с курортами и городами на...

August 11th, 2014 Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80...
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От...
Норвегия – страна суровая и загадочная, даже одни трудно выговариваемые названия её городов и природных объектов могут озадачить и...
На поездку в страну, где каждый уголок дышит историей и связан с именами, произносимыми с придыханием, желательно уделить как можно...
В истории человечества 26 декабря 2004 года ознаменовалось, трагедией огромных масштабов, принесшей море страданий огромному количеству...
Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Гродно в Россию, проследить...