Что посмотреть на Сахалине в первый раз? Гид по. Путешествие на сахалин Что взять туристу на сахалин


Рассказывает о том, как спланировать путешествие на Сахалин и что смотреть вокруг.

Мыс Великан

На что обратить внимание при планировании?

Перелет

Москва - Южно-Сахалинск. Время в полете - 8 часов.
Регулярные рейсы из Москвы выполняют «Аэрофлот» и «Россия». Стоимость билетов в сентябре - 24–26 тысяч рублей туда-обратно, летом, в сезон, цены становятся в два-три раза выше.

Прогноз погоды

Сентябрь - хороший месяц для посещения острова. На прогноз в интернете лучше не ориентироваться. Погода здесь очень переменчива: утром может быть пасмурно, потом из-за туч выходит солнце, в одной части острова - серо и идет дождь, в другой - солнечно.

Мне очень повезло, на острове я застала бабье лето, в последние дни моего путешествия было по-летнему тепло. Только в один день обещали шторм c усилением ветра до 35–40 метров в секунду, но обошлось - весь день шел ливень, упало несколько деревьев.

Одежда

Cтандартный набор - кроссовки, трекинговые ботинки, пуховик Uniqlo, ветровка The North Face и купальник! Прилетела я в джинсовке - было тепло.

Южно-Сахалинск

Любое путешествие по Сахалину начинается отсюда.
Основан в 1882 году как поселок каторжан Владимировка. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии под названием Тоёхара. В 1946 году переименован в Южно-Сахалинск.

Что делать в Южно-Сахалинске?

Прогуляться по лучшему горнолыжному курорту на Дальнем Востоке - «Горному воздуху» . 
 По секретным данным, здесь будут делать второй «Роза Хутор», и его сейчас активно развивают. Горнолыжный комплекс, кстати, используется как тренировочная база наших спортсменов.
 «Горный воздух» находится практически в центре города, надо пройти весь проспект Победы и оказаться у подножия горы. Две очереди канаток, протяженность трасс - 25 километров. Цена подъемника не в сезон - 300 рублей, тарифы можно посмотреть .

Адрес: ул. Горный воздух, Лит. В, Южно-Сахалинск
Сайт: ski-gv.ru

Горнолыжный комплекс «Горный воздух»

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Размещен в здании, выполненном в традициях японской архитектуры. Вся история Сахалина в одном музее: от реального быта людей на Сахалине на рубеже XIX и XX веков до исторических документов и иных артефактов. Может заинтересовать и военная коллекция, в которой особенно выделяются русская пушка 1867 года и японская пушка 1930-х.

Краеведческий музей Южно-Сахалинска

Посмотреть закат. Это лучше всего сделать с трамплина (гора Большевик, Алтайский переулок, дорога на гостиницу справа; место называется ДСЮШ по прыжкам на лыжах с трамплина). Мы прошли через лес, перелезли через забор и нырнули в кусты под камерам, поднялись на трамплин - и перед нами открылся вид на весь город.
Спустившись вниз к дороге, мы обнаружили еще пару дырок в заборе.

Кафе и рестораны

Особое внимание следует уделить еде - помимо очевидных морепродуктов, здесь очень популярна корейская и японская кухня.

Что привезти с Сахалина?

Икру, местный мармелад из водорослей, ракушки и камни вместо магнитов.
Икру можно купить на рынке «Успех» (Сахалинская улица, 71), цены очень разные - 1 300–2 500 рублей за 500 граммов, торговаться здесь не любят. Лучше покупать через знакомых с рук, около 2 500 рублей за килограмм. Не откладывайте это на последний день и берите больше. Сколько ни привезете - будет мало!

Вокруг Южно-Сахалинска

Гора Лягушка и водопад Айхор

Гора Лягушка получила свое название, потому что ее очертания напоминают лягушку, сидящую на пригорке. Считается энергетическим центром Сахалина.

Сюда лучше всего добираться на автобусе, доехав до остановки «Весточка», а дальше прогуляться по природной экологической тропе «Сахалинская Лягушка» вдоль реки.

Дальневосточный лес очень отличается от Подмосковья или Кавказа: у него особенный запах, он пахнет свежестью и мятным чаем с лимоном.

Это место окружено мистическими историями. Считается, что Лягушка исполняет желания. Существует поверье, что у каждого камня, сопки, ручья, места есть свои духи. По тропе расставлены информационные таблички, рассказывающие об этом месте, и по всему маршруту - пирамиды из камней.

Гора Лягушка

Гора Лягушка

На скале откроются великолепные панорамы Анивского залива, озера Тунайча и Изменчивое. Здесь нужно загадать желание. «Живите каждый день так, будто взбираетесь в гору, а мимолетный взгляд на вершину служил бы напоминанием о вашей цели!» - фраза на табличке поможет.
Идти лучше в будни, в выходные очень много людей.

Если у вас есть время, можно продолжить маршрут и дойти до восьмиметрового водопада Айхор, который находится к северо-востоку от Лягушки на притоке реки Комиссаровка. До водопада ведет одна из экологических троп «Весточки». Путь до водопада несложный, все переправы оборудованы подвесными и деревянными мостами. На самой Комиссаровке также встречается несколько порогов, один из самых заметных носит название «Две сестры».

Лес у водопада Айхор

Водопад Айхор

ВОСТОК. Бухта Тихая, крабы и закат на море

Это место я увидела в ленте инстаграма и сразу в него влюбилась. Первым местом, куда мы поехали, оказалась эта самая бухта.

По дороге в Тихую мы остановились в поселке Взморье, здесь вдоль дороги есть рынок. У бабушек два огромных камчатских краба обойдутся в 3 000–3 500 рублей.

Публикация от Лора Манго | Путешествия 🌏 (@lora_mango) Сен 28 2017 в 12:32 PDT

Мы подъехали к Тихой на закате, прогулялись вдоль моря и поднялись на пик Смелый. Весь подъем занял 30 минут, и перед нами открылся удивительный вид на Охотское море с одной стороны и на садящееся за сопки солнце с другой.

Дорога до бухты из Южно-Сахалинска на машине занимает примерно два часа. Для разделки краба вам понадобятся ножницы.

Бухта Тихая

ЮГ. Рыбаки, серферы и каменные лица

Дальнейший путь - в Охотск. До поселка добраться очень просто, надо сесть на автобус № 174, который отправляется в 08:30 и 10:30 с автовокзала, цена - 64 рубля, меньше через час вы уже будете на море. Здесь рыбаки, и если повезет и будет свелл, серферы.
Устроить пикник на пляже, посидеть на песке и отдохнуть от суеты - идеальное место для медитации. Здесь пахнет настоящим морем!

В 20 минутах пешком от моря - самое крупное озеро на Сахалине - Тунайча, с песчаным пляжем и туристической базой в лесу.
Мы шли по дороге пешком, оказалось, что там очень часто бывают медведи. Хорошо, что я узнала об этом после нашей прогулки. Местные сказали, что если встретились с медведем (здоровым и без медвежат), то надо просто стоять и ничего, ничего не делать. Радует, что пункта «увидеть медведя и умереть» в моем списке не было. :)

Серфинг на острове

С восточной стороны Охотское море (сторона Тихого океана) споты (Bus Station, Lesnoye, Trudniy, Tikhaya Bay) очень хорошо работают весной и осенью - можно сказать, это сезоны для восточного побережья, здесь чувствуется энергия океана, иногда приходят большие волны в два-три метра с хорошим периодом - 10–12 секунд.

На западе (пролив со стороны материка) циклон формируется в Японском море, проходит через Владивосток и встречается с нашим побережьем. Наиболее популярные споты - Yablochnoe (город Холмск) и Alibi (город Невельск). Это побережье работает круглый год, зимой на этой стороне не встают льды, а летом вода прогревается, так что можно серфить в шортах пару часов - это большая редкость.

Публикация от Chemodurov Yura (@yura_chemodurov) Авг 7 2017 в 9:34 PDT

Вода в морях прохладная, и в основном мы используем гидрокостюмы 5-4-3 миллиметра весь сезон.

До всех спотов добираются на своем транспорте. Ближайший - Bus Station в Охотске - находится в 30 минутах езды от Южно-Сахалинска, туда ходит рейсовый автобус. До остальных спотов минимум полтора-два часа на машине.

Имея за спиной опыт обучения взрослых и детей катанию на сноубордах и скейтбордах, мы запустили новый проект - Islanders Surf School - и теперь с радостью помогаем людям познакомиться с морем, океаном, поймать свою первую волну и помочь в приобретении своего оборудования. Мы видим отдачу и огромное желание заниматься серфингом именно здесь - это очень приятно.

Мы организуем различные лекции и вечеринки на тему серфинга, а в октябре организовали соревнования по серфингу в двух дисциплинах: лонгборд и шортборд. Подробнее о соревнованиях можно прочесть на сайте Sakhalin.info .

На серфинг на спот «Лесное» мы отправились после шторма. Уникальность Сахалина в том, что здесь природа совершенно дикая. Перед тобой открываются километры песчаного берега и бесконечного моря - и нет ни души.
Парни серфили, ловили рыбу руками, а я собирала ракушки. После шторма на берег вынесло тонны гребешка, который местные рыбаки собирали ночью. Но нам тоже повезло, мы нашли на побережье два огромных щупальца осьминога и гребешков и вечером приготовили знатный ужин.

Мыс Великан

После медитации на море в Охотске мы отправились на мыс Великан.
Как добраться: от Охотска проехать еще 22 километра по берегу моря, гоняя чаек, до бывшей заставы «Свободная», свернуть в лес на юг - дорога проселочная, и только джип пройдет. Примерно через 16 километров стоит указатель - камень с надписью «Великан», дорога одна, потеряться невозможно, и она выведет к морю.

Мыс Великан

Мы выехали на берег: вокруг скалы, птицы и камни с причудливыми лицами. Сразу на берегу можно увидеть ползущего великана. Я насчитала 13 лиц, одну рыбу и овечку.

В воде стоят каменные арки, вокруг чайки, пляж с мелкой галькой и ракушками. После прогулки по берегу можно подняться по одной из скал наверх и пройтись по тропе - откроется нереальный вид. Главное, вовремя вспомнить о медведях и не идти через лес к машине, лучше спуститься по скалам обратно. Вечером может быть прилив, и некоторые места придется проходить по воде.
Это особенное место со своей энергетикой, оно сильно меня впечатлило.

Все было как во сне: обрыв, слегка лохматый от низкорослой растительности, вода бирюзового цвета, меняющая оттенки от слегка голубого до черного, красивые линии волн и бесконечная перспектива вдаль, а по сторонам видны бухточки и типичные сахалинские сопки. Природа как она есть, в совершенно первозданном виде, дикая, нетронутая.

Мое место силы обладает некой энергией, мистикой, там хочется просто стоять и впитывать эту энергетику. Там парят чайки и пахнет морем. Туда хочется привозить самых близких и делиться только сокровенным. Оно очень уютное, идеально для отдыха и восстановления сил.

Наш Сахалин очень богат на места силы, стоит начать путешествовать по острову, и однажды вы почувствуете свое место. Это точно произойдет, без вариантов, а потом вы будете хотеть сюда возвращаться, потому что Сахалин - это уникальный остров, со своей мистикой и энергетикой, и, если у вас сложились отношения, он вас так просто не отпустит. Проверено!

Это точно, проверено и мной. По дороге в аэропорт:

«Мне кажется, я что-то забыла!» - сказала я.
«Частичку своего сердца!» - ответила Лена.

Да, я оставила кусочек своего сердце на этом острове. И обязательно сюда вернусь! Ведь осталось еще столько мест, где мы не побывали: маяк Анива, Три Сестры, пик Чехова и озеро Буссе.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Я пробыл на Сахалине неделю и предлагаю вашему вниманию свой практический обзор, чтобы максимально интересно провести время на острове. Надеюсь, он будет полезен всем, кто поедет сюда впервые.

Покататься по горнолыжной трассе "Горного воздуха" . Наряду с беговыми лыжами, большую ставки делают и на горнолыжный спорт. Я хоть и не люблю горные лыжи, но об этом не мог не упомянуть. Эта база находится в черте города и с нее открывается потрясающий вид на Южно-Сахалинск и окрестности. Здесь иногда тренируется сборная России, а база, работающая с 1960-ых годов, входит в число лучших в России. Как мне показалось, самое большое число туристов Сахалина приезжает именно, чтобы покататься на этой горнолыжке.

Порыбачить. Безусловно, самый крупный остров России имеет огромное количество представителей животного и растительного мира. Это словно рай для рыболова. С декабря по апрель - зимняя рыбалка. Активный клев практически всей рыбы в период перволедка. Это таймень, кунджа, голец, красноперка, корюшка, навага, камбала, щука, налим. С мая по июнь - активный лов кунджи и симы. С июля по ноябрь - начало захода тихоокеанских лососей в реки. Они поднимаются для нереста и зимовки, часть из них скатывается обратно в море в течении осени. Рыбалка на Сахалине уникальна по-своему. Ведь помимо рыбной ловли, можно наслаждаться живописными видами сопок и долин, наблюдать за бурыми медведями, желательно издалека:), ловить креветок, краба и собирать гребешка.

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Музей располагается в здании, построенном в традиционном национальном японском стиле, это единственное в своём роде здание на территории как Сахалина, так и всей России. Именно там можно за короткое время узнать все об удивительном острове на краю страны. Музей очень интересный и достаточно современный.

Попробовать сахалинскую кухню , которая давно стала брендом. Она сформировалась благодаря исторически сложившимся обстоятельствам на стыке нескольких культур - русской, японской и корейской. Особенность сахалинской кухни - это в первую очередь своеобразный микст русской и корейской гастрономии. Корейская кухня была завезена сюда в начале прошлого века переселенцами, прибывшими на остров во время японской мобилизации.



Увидеть японскую железную дорогу . Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи 1067 миллиметров, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов 1520 миллиметров. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу и осталось немного времени, чтобы ее увидеть и прокатиться. Часть нерентабельной железной дороги на острове заброшено. В этих местах находятся интересные исторические объекты. Один из самых интересных "Чертов" мост на отрезке в районе станции Николайчук. Даже по мнению сегодняшних экспертов, при его проектировании было принято уникальное инженерное решение — линию ж/д полотна выполнили в виде петли. Выходя из нижнего тоннеля, поезд делает крутой поворот, выезжая почти на вершину сопки, заходит в следующий тоннель и далее едет по мосту.

Съездить в Невельск посмотреть Сивучей. В мире есть только три места, где сивучи устраивают сезонное лежбище в черте города - это Петропавловск-Камчатский, Сиэтл в США и Невельск на Сахалине. Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня.

Посетить остров Монерон , сейчас он считается природным парком. Монерон в хорошую погоду видно около Невельска. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, да и переплыть туда - удовольствие недешевое. Лучше всего это совершать летом, туда собирают экскурсии.

Активный туризм и трекинг. По острову продуманы пешие маршруты. Во время трекинга вдоль побережья Охотского и Японского морей вы можете увидеть лагуны, гроты и ущелья, каменные арки и колонны, можете забраться на сопки, перевалы и оттуда любоваться красотой острова.

Искупаться на двух морях : Японском и Охотском. Это можно совершить в один день, правда, зимой только на Японском, Охотское замерзает.

Увидеть циклон и узнать, что же такое, когда действительно много снега! Это погодное явление не оставит вас равнодушным, но, к сожалению, подгадать такое событие чрезвычайно сложно. Нам же очень повезло:

Ну... и обязательно пробежать , благодаря нему, собственно, я и посетил этот чудесный остров на краю России.


А если вы уже бывали на Сахалине, чтобы добавили к этому списку?

Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...