Что такое каравелла? А знаете ли вы, что такое каравеллы? Каравелла корабль характеристики примерный


Каравелла – корабль исследователей и авантюристов

И если матерьял был интересен,
Торжествовал исследователь наш,
И в книжке быстро бегал карандаш.
Д. С. Мережковский. Вера


Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.

Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.

Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.

Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.


Модель каравеллы Нинья , как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба

Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами – caravela latina , то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda , именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины



(см. также в начале поста)

в каравеллу редонду


Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи , более того, она пошла и во второе путешествие.

Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).

Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу самбук (سنبوك‎) (или самбука , как еще называют это судно).



Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.

В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.


На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.

Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.

В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» (Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I ). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.


Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане

Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка ) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами – типичные каравеллы-латины . Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части

Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме – т.е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду .

Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.

Продолжим позже.

Каравелла

От этого слова так и веет романтикой дальних странствий. Именно на каравеллах Христофор Колумб достиг берегов Америки, а Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии.

Что такое – каравелла? Если в дальнейшем типы парусных судов стали определяться в основном их парусным вооружением, но с учетом размеров, то каравелла – это скорее типоразмер и конструкция обшивки корпуса.

В то время широкое распространение получили суда, по сути, не имеющие названия, но с соотношением длины и ширины, как 2 к 1. Первоначально термин «каравелла» характеризовал, прежде всего, тип обшивки корпуса. До этого чаще применялся способ обшивки «внахлест», а у каравелл доски обшивки укладывались вплотную друг к другу. Этот способ был известен и ранее, но его изобретение приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который называл этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки распространилось и на название типа судна. Другой особенностью, кроме обшивки было соотношения длины и ширины, ширина как четверть длины, и наличие только одной палубы. И довершала облик каравеллы приподнятая корма, что позволяло плыть при попутном ветре, когда волны, одна за одной, «догоняли» судно.

Парусное вооружение каравелл, как правило, было косым (латинос), т.е. на наклонной рее располагался треугольный парус. Мачт, как правило, было три. Классической каравеллой по этим признакам была «Нинья», одна из трех каравелл Колумба. Знаменитая «Санта-Мария» была уже следующим шагом в развитии, и этот тип судов уже именовался «каракка».

Косое парусное вооружение позволяло ходить под острыми углами к ветру, в т.ч. и встречному, а малое соотношение длины и ширины в сочетании с косым вооружением делало эти суда очень маневренными, что было несомненным преимуществом при обследовании незнакомых берегов.

Артиллерийского вооружения каравеллы, как правило, не несли, располагать пушки на палубе не позволяли размеры, поэтому если они и были, то их располагали в корме. Применялись только небольшие, то ли пушки, то ли мушкеты большого размера, именуемые фальконетами, на поворотных козлах, в носу судна, по одному с каждого борта. Следующим технологическим новшеством, опробованным на каравеллах, был бушприт, наклонная рея, располагаемая на носу судна и позволявшая разворачивать или косые треугольные паруса (кливера) или же небольшой прямой парус, увеличивавший управляемость судна при попутном ветре.

Логическим развитием данного типа судна стала замена косого паруса на фок-мачте, ближайшей к носу, на прямой. И как дальнейшее развитие замена и второго паруса на грот-мачте (средней) так же, на прямой. Так, кстати и поступил Христофор Колумб с «Ниньей», первоначально вооруженной только косыми парусами, во время первой остановки на Азорских островах, перед «прыжком» через Атлантику. Третья его каравелла «Пинта» и так несла именно такое парусное вооружение.

И продолжение логики развития каравеллы – каракка, «классика жанра» - «Санта Мария» Колумба. Две передние мачты уже постоянно несут прямое парусное вооружение, кормовая надстройка насчитывает уже до шести палуб (иногда ее делали разборной). Если позволяли размеры, то мачт было четыре и две последние несли косое парусное вооружение. Но при всем при этом каракка сохранила все лучшие черты каравеллы при больших размерах и, соответственно, большей грузоподъемности.

Именно на этих судах были совершены все великие географические открытия, «хвостик» этой эпохи и свою долю славы, ухватило дальнейшее развитие идей каравеллы и каракки – галеон, характеризующиеся в основном тем, что палуб было уже две по всей длине судна. Артиллерийское вооружение устанавливалось на нижней палубе и стреляло через специальные амбразуры, в походном положение закрываемые крышками.

Остается только добавить, что основной вклад в создание такого типа судна как каравелла и каракка внесли португальцы, что на долгое время определило их господство на морских коммуникациях.

Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.

Корабль каравелла: история происхождения и этимология

Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов - cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант - самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла - это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.

Что такое каравеллы?

Эти корабли были распространены в в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались "каравелла" (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники - каракки - гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.

Каравелла (нао) - судно, широко известное в истории мореплавания. На таких судах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан. Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла» . Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов.

Примечательно, что современники Колумба и да Гамы не различали каравеллы и каракки, называя и те другие словом «нао», что означало просто «корабль», подразумевая судно, способное к долгому морскому путешествию.

Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 20-30 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей ью - качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан , который назвал этот способ «карвель », или «кравеель ». Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - каравелла.

Во второй половине XV века первоначальный тип каравелл значительно изменился. Появились каравеллы с прямыми парусами, которые ставились на фок- и грот-мачтах в два яруса. Латинский парус остался только на бизани. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом - заменой досок корпуса, конопаченьем швов, починкой такелажа и парусов и т. д.

Выбор редакции
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...

Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...

Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...

Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...
Друзья, накипело. За последние полгода только и слышу новости про авиакомпанию Победу. Их маркетологи настолько суровы, что сделают...
Отправляясь в путешествие в другую страну очень важно иметь под рукой схему региона. Подробная карта Испании с курортами и городами на...
August 11th, 2014 Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80...
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От...