Высота анакопийской горы над уровнем моря. Загадочные и интересные факты об анакопийской крепости в новом афоне. История и легенды Анакопийской крепости


Анакопийская крепость в Новом Афоне — одна из древнейших и самых загадочных достопримечательностей Абхазии. Могучий даже по современным меркам бастион возвышается над городом на южном склоне Иверской горы. Когда-то здесь была резиденция абхазских королей, теперь же руины цитадели включены в масштабный историко-архитектурный заповедник.

Высота Анакопийской крепости над уровнем моря — 350 метров.

У крепости есть два официальных названия, закреплённых в путеводителях — Анакопия и Трахея. Второе имя восходит к каноничному греческому произношению и дословно означает: «каменистая земля», что близко к истине — путь к вершине усыпан валунами.

История

До сих пор нет единого мнения о том, когда Иверскую вершину украсили стены древнего бастиона. Большинство исследователей сходится во мнении, что укрепление могло появиться в раннем Средневековье, в период владычества византийцев. Примерно к V веку нашей эры абхазские земли нуждались в защите от мусульманских набегов, тогда и началось строительство стен, чтобы укрывать мирных жителей на время осады и отражать вражеские атаки.

О том, насколько неприступной оказалась крепость, знает каждый абхаз. Летописи сохранили две даты — 736-й и 788-й год, когда арабские полководцы пытались штурмовать цитадель. Оба похода провалились, а оборона Анакопии стала символом кавказского мужества. В память о победе один из внутренних залов перестроили в храм Пресвятой Богородицы, а греческие монахи-переселенцы основали здесь приход, объявив это место чудотворной христианской святыней.

Но славный период истории закончился к XV веку, когда генуэзские торговцы выкупили права на землю, взяв под контроль всё черноморское побережье Кавказа. Удержать бастион итальянцы не сумели, и через 200 лет его захватили турки, опустошив соседние земли, и согнав абхазов на рабовладельческие рынки. Лишь в XIX веке с установлением здесь российского протектората и зарождением Новоафонского монастыря Анакопию начали восстанавливать.

Сегодня крепость представляет собой архитектурный и археологический ансамбль из 13 внутренних объектов, включая руины стен и оборонительных линий, а также полностью реконструированную восточную башню. Реставрация завершилась в 2008-м году, когда Абхазия праздновала годовщину независимости от Грузии. По сегодняшний день это одно из ключевых и наиболее посещаемых мест, как Нового Афона, так и всей республики.

Неиссякаемый колодец в Анакопийской крепости

Это самый популярный среди туристов и паломников объект внутри цитадели. До сих пор неясно, когда точно он был заложен, но принцип «неиссякаемости» народы Кавказа освоили ещё в глубокой древности. Всё дело в сложной системе сообщающихся сосудов, в которых скапливались осадки и утренняя роса — так люди внутри крепости весь год были с запасами питьевой воды.

В XIX веке колодец переделали — теперь влага в нём скапливается за счёт разницы температур и конденсата на каменных стенках. Облагородился и вход — появились типичные для гротов решётки, а сам резервуар оформили аркой в средневековом стиле. Примечательно, что гиды часто называют это место «бассейном», ведь его глубина более 3 метров. Набирать чистейшую воду можно всем, но без лишнего рвения — на восстановление запасов требуется время.

Как добраться до Анакопийской крепости

Несмотря на то, что к вершине Иверской горы ведёт всего одна серпантинная дорога, путь туристам предстоит неблизкий и непростой. Подъём из-за постоянных изгибов тропы превышает 3 километра, повсюду встречаются насыпи камней, а вокруг растёт непроходимая дубовая роща. Чем ближе к цели, тем круче обрывы — идти нужно осторожно и с постоянной оглядкой.

Стартовая точка маршрута — Новоафонская пещера , откуда нужно повернуть на улицу Чанба и идти по правой стороне обочины до ближайшего перекрёстка. Это и будет началом подъёма, пропустить его невозможно — место оборудовано смотровой площадкой, которая также выполняет функцию платной парковки. Здесь же находится неприметный киоск с вывеской: «Касса», где продаются билеты на территорию крепости и нанимаются экскурсоводы.

Дальше только один путь — вверх по серпантину, никуда не сворачивая. Указателей никаких нет, нужно ориентироваться на петляющую тропинку, ведущую на подъём. Первые 500 метров — широкая зацементированная дорожка, но дальше она сужается, превращаясь в змейку с ухабами, валунами и «ловушками» в виде вырубленных ступенек. Наваленные брёвна на обочинах служат предупреждением — за ними крутой обрыв, и нужно быть предельно внимательным.

Сам подступ к крепостным воротам обозначен скромным указателем, дальше — несколько табличек для ориентирования. По самой территории следует передвигаться с осторожностью — часто туристические дорожки перекрываются на время раскопок. Подход к смотровой площадке открыт постоянно, главное — вовремя увидеть надписи «ОПАСНО», чтобы не сорваться в пропасть.

Как добраться на машине

Из-за непризнанного статуса Абхазии международные сервисы такси здесь не работают. Поймать машину с шашечками можно в любом районе города, и достаточно сказать, что вы хотите попасть к Анакопийской крепости, и водитель уже будет знать, куда ехать. Остановка одна для всех — это та самая стоянка возле билетных касс, дальше проехать попросту невозможно.

Тем, кто путешествует на личном автомобиле, лучше сразу следовать по навигатору:

координаты — 43.092722, 40.802610.

Оставить транспорт у ворот заповедника — 200 рублей. Если нет желания платить за парковочное место, можно остановиться ниже поворота на серпантин у любого частного дома, и договориться с хозяевами, возможно, они согласятся присмотреть за машиной бесплатно.

— сооружение V века на Иверской горе в городе Новый Афон, Абхазия, построенное ещё римлянами и абазгами. Предположительно строительство крепости началось в IV веке. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся укрепительных сооружений своего времени на территории Абхазии.

Принято считать, что само слово «Анакопия» переводится с абхазского как «изрезанная» или «иссеченная». Те, для кого родным языком был греческий, называли крепость Трахеей, то есть «суровокаменистой». Существует немало исторических источников, в которых данное сооружение встречается под названием Трахея Анакопия.

Крепость была призвана защитить эти земли от нашествий южных орд, также как Гагрская твердыня — на севере.

Первые упоминания о цитадели относят к 736−737 годам. Именно в эти годы, благодаря крепости, удалось остановить войско арабов, численность которых, по свидетельствам исторических данных, составляла 60 тысяч.

Основываясь на исторические источники, ученым удалось выяснить, что в цитадели скрывался грузинский царь Арчил вместе со своим войском. Они давали отпор арабам, войско которых возглавлял Мурван-ибн-Мухаммед, он также известен под прозвищем Глухой. Так его называли современники из-за его жестокости по отношению к людям, мольбы которых он не желал слушать.

Войско арабов потерпело сокрушительное поражение, несмотря на огромное количество воинов, и они больше не возвращались на территорию Абхазии.

После этого события Анакопийская крепость стала центром (культурным и политическим) Абхазии практически на сто лет.

В 788 году арабский полководец Сулейман-ибн-Исам совершал попытки нападения на Анакопийскую крепость, но его ждала та же участь, что и Мурвана-ибн-Мухамеда, и Анакопийская крепость была снова спасена.

На обрыве крепости с северной стороны в начале IX века был возведен храм в честь Феодора Тирона. Это здание многократно подвергалось перестройке, и от его первоначального вида практически ничего не осталось.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что сохранилась алтарная часть от исходной постройки. Помимо этого в целости удалось сохранить плиты из известняка, на которых можно увидеть различные изображения, относящиеся к христианским символам времен начала зарождения этой религии.

Сегодня плиты можно увидеть у алтаря, где они специально были собраны.

На горе Новый Афон был построен надвратный храм во имя Пресвятой Девы, где был помещен ее образ. В течение нескольких веков находилась нерукотворная икона Пресвятой Девы в Анакопийском храме.

Как гласит легенда, иноки заметили далеко в море столб, который, казалось бы, был сотворен из огня. Этой же ночью одному из монахов, старцу Гавриилу, во сне пришла Божья Матерь. Она велела старцу идти по воде и забрать икону в монастырь. Монахи молились этой иконе несколько дней и ночей, а после чудотворный образ был помещен в церкви. Но уже утром икона была обнаружена монахами над воротами монастыря. И старцу Гавриилу снова явилась во сне Пресвятая Дева, сказав ему о своей воле — она желала быть Хранительницей этого места. Тогда-то монахи и решили выстроить надвратный храм.

Помимо всего, Анакопийская крепость представляет интерес и для археологов. На территории Анакопии среди древнейших захоронений помимо человеческих останков ученые находят различное оружие: мечи, копья, щиты.

В III-IV веках нашей эры ремесленники в Анакопийской крепости создавали не только оружие, но и орудия труда для сельскохозяйственных работ и украшения, среди которых находили различные статуэтки, большое количество колец, браслеты и бусы.

Уже в IV веке это место превратилось в резиденцию правителей Абхазии, а Анакопия являлась одним из самых крупнейших городов.

В наши дни от центра города к крепости ведёт асфальтированная дорога, с поворота которой открываются прекрасные виды: кипарисовые аллеи, голубые купола собора и монастырских корпусов, красные и серебристые крыши домов, укрытые зеленью садов и парков, Афонская гора и бескрайнее море — всё это Новый Афон.

Далее дорога ведёт в дубовый лес. Внезапно сквозь заросли показываются известняковые плиты, светло-серые стены и башни.

Всё это древнее архитектурное творение, а точнее его останки, покрыты вьющимися кустарниками и другими растениями.

Всего один изгиб дороги — и перед нами возникает широкий пролом разрушенной стены.

Здесь расположена древнейшая постройка крепости, стены которой, представляющие небольшое нагорное кольцо, возведены из хорошо обработанных крупных блоков известняка. Все они сложены в духе лучших строительных традиций Рима.

Крепостные ворота из трёх известняковых монолитов приподняты над землей довольно высоко: чтобы попасть в крепость, нужно было приставлять специальную деревянную лестницу. Восточная часть ограды имеет каменные ступени — по ним древние воины поднимались наверх.


На протяжении последних восьмидесяти лет туристов и паломников привлекает неиссякаемый колодец — одно из «чудес» древней крепости.

Объясняется данное явление обычно тем, что вода в колодец поступает через природный канал, работающий по принципу сообщающихся сосудов, из удалённых мест, тех, где имеет место быть стойкий уровень ледниковых вод.

Правда, Иверская гора, совершенно никак не подтверждает существование природного вертикального канала, при помощи которого вода могла бы подниматься наверх. Даже наоборот, гора сплошь покрыта трещинами, через которые дождевая вода впитывается глубоко в недра горы.

Именно поэтому такой природный колодец в Анакопийской крепости с природной точки зрения попросту не может существовать.

  • Высота стен крепости — до 5 метров.
  • Высота Восточной башни — 16 метров.

Анакопийская крепость на карте

Как пройти границу России и Абхазии?

  • Для этого необходимо наличие российского паспорта или загранпаспорта.
  • Для прохождения границы ребенку до четырнадцати лет, необходимо свидетельство о рождении, где будет отмечено гражданство. В свидетельствах о рождении нового образца уже отмечено гражданство родителей.
  • Дети в возрасте от четырнадцати лет не смогут пересечь границу без наличия паспорта.
  • Для детей младше восемнадцатилетнего возраста, которые собираются пересечь границу без родителей, необходимо оформить у нотариуса согласие родителей на выезд детей из РФ в Республику Абхазия.

Как добраться до Анакопийской крепости и сколько идти?

Большую часть пути можно проехать на автомобиле. Затем его следует оставить на парковке, стоимость которой составляет 100 рублей, и пройтись пешком. Это не займет много времени. Спокойным шагом до крепости можно добраться за 10−15 минут.

Велика вероятность того, что на своем пути можно встретить монахов и паломников, путешествующих по святым местам.

Не только резиденция королевы Великобритании. Это целый городок с почтовым отделением, кафе, рестораном, больницей, кинотеатром, клубом и другими заведениями.

Туризма занимает особое место. В список самых интересных мест входят архитектурные памятники Лондона, загадочный Стоунхедж, легендарные шотландские замки, знаменитое озеро Лох-Несс, красивейшие мысы и скалы.

На первом месте — гастрономические шедевры: от марципановых фигурок до салями и венгерской палинки. Популярны также фарфор и изделия ручной работы местных мастеров.

Анакопийская крепость - оборонительное сооружение, расположенное на Анакопийской горы в Абхазии.


Крепость была построена в IV-V веках, но, несмотря на такой солидный возраст, довольно прилично сохранилась. Создавалась она как укрепительное сооружение, и должна была охранять земли от врагов. Для проезда внутрь были предусмотрены единственные ворота с южной стороны цитадели. Основную оборонительную функцию несла Римская башня, с последних этажей которой прекрасно обозревались сухопутные и морские окрестности.
Могущество Анакопии постепенно росло: в IV веке она считалась самым крупным городом в юго-восточной части Абазгии (Абазгия - регион в Абхазии, примерно между Гаграми и Нвоым Афоном), а в VIII веке стала представительством абхазских правителей, политической и духовной столицей страны. В это же время рядом с северной стеной цитадели строится храм в честь святого великомученика Феодора Тирона. Храм перестраивался несколько раз, результатом последних преобразований стала построенная внутри храма часовня.

Конечно, на такое сооружение хочется взглянуть с высоты. Но тащить с собой по серпантинам немаленький беспилотник было лень, и я решил стартовать с небольшой площадки с кафешкой.
Итак, поднимаемся, осматриваемся. Справа внизу - Новый Афон, чуть левее - треугольная площадка, на которой я нахожусь. Ну и Анакопийская гора с крепостью по центру.

Башня под нами поближе



Серпантин, море...

Почти по центру кадра - вход в легендарную Новоафонскую пещеру, выше - станция Псырцха и Нофоафонский Монастырь


Крепость с другого ракурса

Тут дрон залетел в тучу

Хотел облететь вокруг горы, но не учел рельефа, и в момент ухода дрона за гору резко пропал аналоговый видео-сигнал

Управление однако сохранялось, поэтому резко возвращаюсь назад и продолжаю полет со стороны моря

Храм с часовней

Вид в сторону Гагр

с поездом

На площадке (видел бы сразу, на чем стоит машина, ни за что бы не встал), тем временем, жизнь остановилась. Продавцы бросили товар, парковщик перестал собирать деньги за стоянку, а проезжавший мимо таксист бросил машину поперек дороги... И все плотным кольцом облепили меня, наблюдая за полетом)


Когда батарея уже садилась, поступило предложение "слетать воооон к той пещере на соседней горе". Но перспектива лазать по горам, выслеживая разряженный дрон по маяку, мне никак не улыбалась). Поэтому в следующий раз!
Вообще, в эту поездку с полетами не везло - почти все время была нелетная погода, или другие факторы, не позволявшие взлететь...

Пока все! Но по Новому Афону мы еще погуляем!

Что посмотреть в Абхазии?

До того, как я впервые побывала в Абхазии, эта страна ассоциировалась у меня лишь с фруктами, сыром, медом и вином. Но, приехав туда однажды и увидев сказочные пейзажи, я поняла, что для того чтобы увидеть все достопримечательности, непременно нужно будет вернуться сюда еще не один раз.

За свое 30-дневное путешествие мне посчастливилось посетить Анакопийскую крепость, которая была построена абазгами еще в далекой древности.

Сохранившиеся башни древней крепости

Первой оставшейся ее частью, которую турист встречает на своем на пути, является башня с большим проломом в стене.

Анакопийская крепость возвышается над уровнем моря на 350 метров. Как и полагается настоящему оборонительному сооружению, у ее построек очень крепкие и толстые стены. Искусные зодчие продумали все до мелочей. Проникнуть сюда было невозможно. С южной стороны, где склон горы пологий и доступный для проникновения врага, стену укрепили 7-ю башнями. Сохранились лишь немногие из них.

С высоты главной башни открывается изумительный вид на море и невероятно красивая панорама на .

Как добраться до Анакопийской крепости

Крепость располагается на Иверской горе, которая находится в Новом Афоне. Схему проезда или прохода до крепости можете посмотреть чуть ниже.

Пешком

Я решила пойти туда пешком, чтобы посмотреть и сфотографировать местные достопримечательности, так как на тот момент остановилась в частной гостинице в Афоне. Более 3-х километров в гору. Подняться сюда непросто и можно только на своих ногах. Во время моего восхождения к вершине крепости, термометр на солнце показывал +30. Но это не мешало подниматься в гору достаточно легко, так как дорожка проходит вдоль густых зарослей деревьев. Изгибы серпантина среди дубовых лесов невероятно извилисты. Однако дорога того стоит.

На автомобиле

Если же вы путешествуете на своей машине, то можете оставить ее на специальной площадке. Стоимость стоянки варьируется в пределах 100 рублей. Дорога, которая идет от центра Афона до площадки, полностью асфальтирована. От Новоафонского парка нужно ехать по улице Хазария, до поворота на переулок Ладария, затем свернуть на улицу Чанба, ранее заселенную грузинами, и по ней ехать до КПП на смотровой площадке. Там, ге заканчивается "белая" дорога, можно пройти только пешком. От КПП до крепости ведет всего одна тропа, свернуть с которой просто некуда, так как внизу обрыв, а наверху гора. Хотя я встречала чеченов, которые поднимались не по тропинке, а напрямую в гору. Они без труда передвигались по возвышенностям, так как выросли в горной местности.

История Анакопии

На территории Нового Афона располагалась древняя Анакопия. Здесь проживало древнее племя абазги - предки современных абхазов. Это крупное сооружение познало и пышный расцвет и упадок. Еще в древние времена абазги построили здесь очень сильное укрепление и враги не смогли одолеть неприступность этого места.

В первых веках нашей эры западное Закавказье находилось под властью римской империи.

В III веке в Колхиду вторглись горцы с Северного Кавказа и кочевые племена готов и гуннов. К тому времени Трахейское (римляне называли Анакопию Трахеей) укрепление прекрасно справлялось со своей функцией главной крепости.

Строительство цитадели

Трахея является наиболее древней частью Анакопийской крепости. Цитадель - это первая линия обороны, которая была выстроена раньше остальных частей крепости. Материалом для строительства стен послужили известняковые квадры, которые очень плотно подгонялись друг к другу.

Цитадель неприступна со всех сторон. В южной стене находятся небольшие ворота, через которые можно попасть вовнутрь. Они приподняты над землей метра на 2. По словам местного жителя, здесь, очевидно, был подъемный мост. У ворот Цитадели возвышаются Западная и Восточная башни. Внутри комплекса расположен средневековый полуразрушенный храм зального типа. Местный священник рассказывал мне о вероисповедании и древних обрядах абазгов. По его словам, главное строительство этой крепости, а также и храма, находящегося внутри, велось в то время, когда абазги были всецело христианами. Он утверждал, что в древности внутри каждой крепости возводился храм.

В середине III века в этом храме была епископская кафедра, которую возглавлял епископ Анакопийский. В храме сохранились плиты с изображениями разных раннехристианских символов. Среди них встречаются рыбы, кресты, кипарисы и многие другие рисунки.

В храме сохранились камни, на которых остались надписи на греческом языке.

Внутри крепости в скале есть бассейн. Он был высечен еще в средние века. Защитники Цитадели могли спокойно выдерживать любые испытания, так как водой они были обеспечены.

Трахейская битва

Начиная с V века, между Римской империей и Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в станах Азии и Закавказья, за владение торговыми путями, которые вели в Индию и .

Византийский император Юстиниан в 542 году отправил в Абазгию свое войско. Началось массовое порабощение местных жителей. В результате возникло восстание народных масс. Иранский шах, к которому обратился за помощью Абазский правитель Скипарна, направил своих воинов. Но персидские войска по дороге грабили местное население, и их пришлось вытеснять из Колхиды. Таким образом, Абазгия не смогла получить от персов никакой реальной помощи. Она оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. После этого в Константинополе было принято решение немедленно расправиться с повстанцами. Прибыв сюда морем, римляне высадились в устье реки Гумисты.

Увидев неприступность Анакопии, они прибегли к обманному маневру. Обогнув Трахею морем, высадились на суше и оказались в тылу абазгов - защитников крепости. Начался штурм Трахеи.

Численное превосходство византийцев, отличная вооружённость и тактика окружения решили исход сражения. Трахея пала. Последствия были ужасны. Жителей и их дома сожгли. Оставшихся в живых продали в рабство.

Однако абазги не были сломлены. Они не прекратили сопротивление и борьбу за свободу. Свободолюбивые абазги соорудили 2-ю оборонительную линию у стен Анакопии. 2-я линия обороны располагается ниже цитадели и состоит из южной, западной и восточной стен.

2-я оборонительная линия функционировала в VI-XII веках. В это время становится сравнительно мощной политической единицей. Анакопия же являлась главной крепостью Абхазского правителя Леона I. В VII веке начинаются арабские завоевания. Византия терпит поражение за поражением. В Закавказье ничто не могло противостоять арабам. И в таких сложнейших условиях абхазы были обречены на консолидацию. В седьмом столетии шел интенсивный объединительный процесс. В этом же столетии на фоне этих событий, как символ будущего расцвета, в Анакопии воздвигаются важные военно-фортификационные сооружения.

Сражение с арабами

Арабская экспансия в Закавказье начинается в 30-е годы VIII века. Огнем и мечом прошел по древнему Кавказу наместник Халифа Мурван ибн Мухаммед. Армяне прозвали его разорителем, грузины глухим к страданиям народа. Опустошив Армению и Албанию, Южную и Западную Грузию, Мурлан направился в Абхазию. Сюда бежали от преследования врага правители Грузии.

Преодолев Килосурскую стену, арабский полководец разрушил город Себастополис и встал лагерем перед Анакопийской твердыней. Несметному арабскому полчищу противостояло всего 5 тысяч арабов и грузин.

Несмотря на явное преимущество арабов, абазги, осажденные в крепости, сохраняли боевой настрой. Они честно вели войну, защищали свою землю. И эта борьба была священной.

Все попытки арабов штурмовать город оказались безуспешными. Решено было брать крепость измором. Шесть месяцев абазги, терпя голод и лишения, отбивали атаки неприятеля. А перед решающей битвой случилось чудо. Летописи гласят: "В ночь перед сражением осажденные в крепости преклонили колени перед иконой Анакопийской Богородицы и молились о спасении. И услышаны были". В лагере неприятеля распространилась кровяная халера, от которой погибло 35000 человек. А наутро был дан бой. От меча абазгов погибло еще 3000 арабов. Оставшееся войско стало спешно отходить по своим же следам. После этого поражения они больше ни разу не посмели вторгнуться на территорию Абхазии.

Обсуждая это сражение с коренными жителями Абхазии, я услышала, что они очень гордятся этой победой. Так как однажды они спасли весь Кавказ от арабского нашествия.

В конце VIII века Абхазский правитель II объявил себя Абхазским царем, а Анакопию сделал столицей Абхазского царства. Город стал крупнейшим центром и морским портом, он был со всех сторон обнесен новой оборонительной стеной, которая проходила вдоль побережья. Эта стена, ныне разрушенная, является 4-й линией обороны Анакопии.

Турецкое господство

Однако период благоденствия и процветания Анакопии сменяется периодом упадка и разрухи. На протяжении трех веков турецкого господства город грабили и разоряли янычары, они брали абхазов в плен и продавали в рабство. Местное население покинуло Анакопию. Это была первая волна насильственного переселения абхазов в Турцию.

Во второй половине XVIII века Анакопия представляла собой развалины, которые поросли густым лесом.

Я советую непременно посетить Анакопийскую крепость, когда вы будете в Абхазии. Попасть сюда можно совершенно свободно. С этого оборонительного сооружения открывается потрясающий вид не только на , но и на море, горы и покрывающие их леса. Тишина, красота, легкий ветерок, масса впечатлений и открытий - вот какие эмоции оставила у меня в памяти эта крепость.

НА ОСНОВАНИИ ПРИКАЗА № 92 ОТ 22.09.2016 Г. ПО МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ: АНАКОПИЙСКОГО КРЕПОСТНОГО КОМПЛЕКСА И ИСТОРИЧЕСКОГО УЩЕЛЬЯ Р. ПСЫРДЗХА СОСТАВЛЯЕТ 200 РУБ (ВЗРОСЛЫЙ) И 100 РУБ (ДЕТСКИЙ)!

Обзорная экскурсия по Анакопийской крепости

Добро пожаловать в Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия».

Мы приглашаем совершить увлекательное путешествие по Анакопийской крепости, высшая точка которой расположена на высоте 350 м над уровнем моря.

Общий экскурс

Абхазия - страна древнейшей истории и культуры. Ее многочисленные материальные и духовные памятники свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и неизбежных трагических поражениях.

Путешественнику, посетившему Абхазию впервые, бросаются в глаза неповторимые краски живой природы, сочетающей контрасты приморской субтропической полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной цепи неприступных гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными ручьями, наполняющимися бешеными потоками в сезон паводков. Миллионы лет вода устремляется к морю, соскальзывая с уступа на уступ, образуя заторы и водопады, прорывая препоны на своем пути. Эта извечная борьба не знает ни победителя, ни побежденного. Лишь огромные полости, вымытые в известковых массивах, являются ярким триумфом водной стихии, захватывающим дух зрелищем подземного мира пещер и залов, многочисленных на территории города и его окрестностей.

В исторических летописях нашего времени встречаются названия Апсара, Псирта, Анухарет, Анакопия, Никопсия. В них легко узнаются современные топонимы Псырдзха и Анхуа. А название Анакопия дошло до нас без изменений.

Новый Афон - Анакопия - располагается в центре современной Абхазии, заполняя древнюю пойму реки Псырдзха и окружающие ее возвышенности. Самой знаменитой из них является Анакопийская гора, заглядывающая в морские горизонты с высоты 345 м. над у. м. Словно бастион, она уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра (Агаца) с запада, преграждая путь в древнее славное поселение Анхуа и во всю внутреннюю Абхазию. Именно поэтому наши предки основали на этой вершине замок, именуемый нами Анакопийская цитадель.

Северо-восточнее, почти напротив Анакопийской горы возвышается лесистая гора под названием Акую или Афонская (550 м. над у. м).

История этих мест хранит древние загадки. Они уходят своими корнями, без преувеличения, в незапамятные времена. Ведь человек пришел на эту землю несколько сотен тысячелетий назад. Его привлекали необыкновенно мягкий климат, удобный рельеф местности, многоводные родники и близость моря. И каждое поколение оставляло плоды своих рук: от каменных орудий до величественных архитектурных сооружений.

В нашем небольшом городе с его обширными окрестностями достаточно следов человеческой деятельности, чтобы пытливый путешественник самостоятельно проследил всю историю развития человечества…

Давайте мысленно вернемся в далекое прошлое, во времена, когда здесь впервые появился человек. Поселения древних людей были расположены на высоких террасах, окруженных горами, в складках которых скрываются от постороннего взгляда карстовые пещеры, гроты и навесы, служившие жильем для древнего человека. Самый знаменитый из них - грот Агца, расположенный неподалеку от Нового Афона, в селе Анхуа. На его естественных стенах обнаружены рисунки, древнейшие из которых сделаны 15 – 20 тысяч лет назад, в эпоху древнего палеолита. Культ пещеры, свойственный в прошлом населению горных стран, являлся устойчивой традиций и у абхазов.

Уже в 6 – 5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. Это был новокаменный век в истории Анакопии. На смену ему пришел бронзовый, достигший наибольшего расцвета в родственных колхидской и кобанской материальных культурах. Многочисленные бронзовые предметы, найденные в окрестностях Анакопии достойно представлены во многих музеях Абхазии и России, они отражают высокий уровень мастерства обработки металла и элементы древнего творчества, по-видимому, связанного с религиозными представлениями. На топорах поздней бронзы встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков и мифических животных.

(Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).

Еще сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».

Как и перед великим писателем, перед нами предстанут развалины старой крепости. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость – столица Абхазского царства. Резиденция абхазских царей, окруженная несколькими линиями оборонительной стены, была мощным и неприступным сооружением. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ. Крепость пережила их множество – одно кровопролитнее другого…

Необходимость неприступной крепости для абазгов была очевидной. В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. На территории Абхазии появляется ряд крепостей, в которых на постоянной основе дислоцируются римские легионеры. Главной из римских крепостей становится Себастополис. К началу 2 века н.э. формируются царства апсилов, абасгов, санигов, зихов, получающие инсигнии власти от императоров Рима. Под влиянием римского могущества устанавливается стабильность и порядок на Черном море, вновь оживает торговля, в которой активно участвуют местные цари. Характер царской власти на этом временном отрезке отличается высокой централизацией, что отвечало интересам могущественного патрона. Местные цари полагались на поддержку римских войск, расквартированных в Абхазии, активно участвовали в транзитной торговле рабами, спрос на которых только увеличивался. Это объясняет устремление правящей элиты под защиту крепких стен. Надо полагать, что Рим санкционировал появление опорных баз– крепостей, в качестве ставок местных царей. Последние научные данные свидетельствуют, что первая линия обороны на вершине Анакопийской горы появилась не позже 2 в. н. э., в качестве опорного пункта санигов, занимавших в это время значительную территорию на северо-западе Абхазии. Анакопийская цитадель - одно из наиболее ранних укреплений Абхазии, выстроенных в греко-римской строительной технике. Стены сооружены из гладко отесанных монументальных квадров, выложенных рядами, с чередованием ложков и тычков. Для скрепления квадров использовался известковый раствор. За монументальной каменной оградой располагалось святилище и другие важные постройки.

В 3-4 вв. в Колхиду начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, используются для защиты периферийных владений Римской империи. Абхазские царства не платили дань Риму, однако обязаны были собственными силами охранять горные перевалы от вторжений с Севера. Гагрская крепость должна была обезопасить край от нашествия северо-запада, Анакопия – с юго-востока. Вплоть до 6 в. государственные образования на территории Абхазии оставалась в подчинении у римлян, которые теперь назывались ромеями со столицей в Константинополе. Только теперь окрестности Анакопии занимали Абасги, вытеснившие санигов, либо слившиеся с ними. Нам не известны битвы или иные события в Анакопии либо в ее окрестностях, предшествовавшие войне между византийцами и абазгами в 552 году, о которой поведал придворный историк Прокопий Кесарийский.

Путешествующему морем человеку издали открывается горная цепь, начинающаяся далеко на востоке. Постепенно понижаясь уступами, она опирается на Акую, затем снова стремится вниз, чтобы окунуть свои ноги в морской волне. Это и есть Псырдзха-Гумищхинский массив, описанный византийским летописцем Прокопием Кесарийским в 6 в. н. э. «За пределами апсилов, у входа в Авасгию, есть местность такого рода расположения. Гора высокая и к Кавказу простирающаяся понемногу спадает и, наподобие лестницы склоняя хребет (понижаясь), достигает и кончается у Понта Эвксинского. В нижней части этой горы авасги некогда лагерь мощнейший и широчайший соорудили. Они имели обыкновение здесь искать убежища и защищаться от вторжения врагов, используя трудность непреодолимого места».

Летописец упоминает крепость Трахею, что по-гречески означает суровокремнистая. Именно такой предстала Псирта пред ромейским карательным отрядом, направленным сюда командующим войск Армении и Востока Бесса для покорения отколовшихся абазгов.

Трахейское сражение

Начиная с 5 века, между Восточной Римской (Византийской) империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида.

В 6 веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде. Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной. В 6 в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя – базилевса. Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 – 565) пытался полностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.

С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году римские войска покинули базы в Абазгии. Это послужило сигналом к восстанию против поработителей. Абазги свергли царей –тиранов, ставленников Рима, постановили жить согласно законам предков. Однако внешние угрозы принудили абазгов вновь избрать себе царей-предводителей: для западной - Опсита, для восточной - Скепарна.

В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил правитель Абазгии – Скепарна.

Иранский шах Хосрой 1 Аноширван (531 – 579) с радостью принял сообщение об отпадении абазгов от Византии и о желании их стать союзниками Персидской державы. Такой союз укреплял позиции Ирана в важной в стратегическом отношении части Восточного Причерноморья. В результате переговоров между Хосроем и Скепарной был заключен «союз» и договоренность о помощи абазгам в борьбе с византийцами.

Вскоре в Колхиду были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Но ситуация вынудила их вскоре покинуть Колхиду.

В результате, Абазгия оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. Естественно, что Константинополь решил сурово расправиться с осмелившимися отпасть от «римлян» абазгами. В 552 г. расстановка сил в театре боевых действий в Лазике начала перевешивать в пользу византийцйев. Юстиниан отдал приказ покарать отпавших вассалов.

Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византийцы считали ее покорение серьезным делом. Кроме того, всем была известна неприступность Трахеи.

Византийский военачальник Бесс Фракийский, по указанию императора Юстиниана, для усмирения абазгов направил довольно многочисленное и хорошо оснащенное карательное войско. Оно состояло из сухопутных и военно-морских сил. Во главе их были поставлены два опытных полководца – Иоанн и Улигаг. Их кандидатуры были подобраны тщательно: оба считались хорошими знатоками Восточного Причерноморья. Они неоднократно здесь воевали. Иоанн, помимо всего, отличался жестокостью характера.

Прибыв сюда морем, византийские войска высадились у восточных границ Абазгии, у устья р. Гумисты. После незначительного привала сухопутные отряды двинулись пешим строем, а моряки на легких судах следовали за войском вдоль берега. Когда они подошли к Трахее близко, то оказалось, что они находятся в невыгодном положении – вооруженные абазги находились над ними.

Начать сражение с невыгодных позиций означало уничтожение войска. Византийцы вынуждены были отступить. Они решили изменить тактику. Обсудив обстановку, военачальники решили прибегнуть к маневрам. Они оставили часть своего войска на этих позициях, а другую часть опять посадили на корабли, которые под командованием Иоанна вышли в открытое море в северо-западном направлении. Обогнув Трахею, эти силы высадились западнее. Двигаясь теперь уже с северо-западной стороны на юг, они оказались в тылу защитников крепости и устремились на штурм Трахеи. С юго-восточной стороны продвигались занимавшие первоначально здесь боевую позицию сухопутные отряды во главе с Улигагом.

Абазги, защищавшие Трахею, оказались окруженными с фронтовой и с тыльной стороны. Хорошо вооруженные, численно во много раз превосходящие силы византийцев наступили решительно. Это привело трахейцев в смятение и растерянность. Они почувствовали, что не сумели оказать врагу должное сопротивление и решили отступить, укрепиться внутри крепости и оттуда отражать наступления врага. Однако, в результате стремительного преследования отступавших абазгов, византийским воинам удалось проникнуть в крепость. В результате абазги были побеждены и лагерь- крепость взята. Сражение состоялось у стен абазсгского лагеря Трахея, локализуемого нами в районе современного Орлиного гнезда, напротив Анакопии через ущелье р. Псырдзха. Основной удар византийских войск приняли на себя стены Трахеи. Анакопийская цитадель не участвовала в битве, как и городские стены. Правитель западной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны – Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северокавказским гуннам. Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи.

Вторая оборонительная линия

Вторая оборонительная линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения, как показали современные исследований в последней четверти 6 в. Она состоит из южной, западной и восточной крепостных стен, общей протяженностью 1 км. Самая мощная из них – южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Перед воротами крепости была устроена искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Названные семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен. Вторая Анакопийская оборонительная линия выстроена в римско-византийской строительной технике и намекает на императорский заказ. Здесь в кладке стен и оформлении проемов используется кирпич. Византийские императоры после заключения вечного мира с Персией в 565 г. принялись укреплять ранние постройки на территории Колхиды. На территории Абасгии были возобновлены разрушенные стены Себастополиса, выстроена вторая оборонительная линия Анакопии, храм в цитадели. Обескровленная постоянными войнами с Персией и другими многочисленными врагами по периметру границ, империя отказывается от размещения гарнизонов на территории Абасгии. Здесь возрождается местная власть, изначально архонтов-правителей, затем царей, а Анакопия с ее двумя линиями обороны становится главным оплотом абазгской государственности. Развитие местной власти от архонства к царству шло параллельно укреплению церковных институтов. Уже к 660 –му году. Церковная организация в Абасгии представлена Архиепископией Абасгии с центром в Себастополисе.

Во второй половины 7 в. происходит процесс перехода от архонтсва к царству абазгов, под внешним протекторатом Византии.

Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них – остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести и керамических изделий, большое количество обломков посуды и строительной керамики, изделий из металла и стекла, свидетельствующие о внешних связях.

Сражение с арабами у стен Анакопии

Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы 7 века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока.

В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы. В 732-733 гг. состоялась антиарабская коалиция, в которую вошли Византия Хазария и Абасгия. Она была подкреплена династическими браками. Константин Исавр и Константин Абсгский женятся на дочерях кагана Хакасры.

Мурван в течение 732-738 гг. совершал разорительные походы в Восточной Грузии, Армении, Албании, против народов гор и Хазарии. И вот, очередная экспедиция арабов в 734-735 гг. была отправлена Мурваном ибн Мухамедом, чтобы покарать данников - Картлийских правителей, пригласивших Хазар, которые прибыли в 730-м. году в Тбилиси и убивших наместника халифа Джараха.

Арабы приступили к крепости Цихе-Годжи, захватили ее и преследуя бежавших картлийских правителей Мира и Арчила, достигли Анакопийской крепости. Арабы хотели овладеть Абхазией, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.

Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов – 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов.

Как сообщает летописец, во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости атаковали все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и отступили из Абхазии.

Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч воинов. Но кроме божьей помощи есть и другие факторы, способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.

После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть пределы Абхазии и Эгриси.

Победа над арабами у стен Анакопии изменила расстановку сил на международной арене того времени. Коалиция христианских государств во главе с Византией обезопасилась от удара арабов в слабозащищенные тылы с севера, а Византия, надеясь вернуть свое былое влияние в Абасгии, номинирует на власть младшего брата Константина Абасгского Леона, передав ему титул Архонта и наследственное право на территории Зихии, Абасгии, Апсилии, части Эгриси., в нарушение права на престол, закрепленного коалиционным соглашением 732 г. В силу того, что Хазария после жестокого поражения 737 гг. выбыла на время из международной игры, архонт Леон не получил противодействия. Он создает территориально новое государственное образование, добивается создания Автокефальной Абасгской церкви, но царем абасгов так и не становится. Уже в 60-х годах 8 Леон II – сын царя Константина Абасгского, используя восстановившиеся к этому времени силы Хазарии приходит к власти, вопреки установлениям Византийских императоров и объявляет себя независимым царем Абасгии. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, становится резиденцией абасгских царей, одним из значительных экономических, административных и культурных центров всего Западного Кавказа.

Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению соседних территорий от р. Кубани до Лихского хребта и границ Византии на Юге.

В 10 в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Немногим ранее (в 8 в.) Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы того времени. Их продвижение на Восток не было хищническим напором, а выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов.

Анакопия разрасталась и благоустраивалась в период (9 -10 вв.). Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. К середине 10 века город был украшен крестовокупольным храмом на левом берегу реки Псырдзхи, храм в цитадели был перестроен и переосвящен, также подвергся перестройке воротный узел второй линии обороны. В башне были достроены верхние этажи, на четвертом появляется привилегированное жилье с камином, над воротами появляется башенный ярус с подъемной решеткой. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Данная строительная деятельность приписывается абхазским царям Константину III (893-922?; 899-929? гг.), его сыну Георгию II (929-960), внукам Леону III и Дмитрию III. В течение 10 в. в Анакопии формируется собственная архитектурная школа церковного и фортификационного зодчества. К ней отнесены зальные и купольные храмы с пятигранной абсидой, верхние этажи предвратной башни, объекты прибрежной линии обороны. Самое раннее изображение Анакопии показывает приморскую крепость, на месте которой монахи выстроили нижний монастырь. В источниках авторов 19 века можно прочитать о замке на берегу моря. Прибрежная крепость, являющаяся частью оборонительной системы Анакопии, стала третьей (прибрежной) линией обороны. Из ранее существовавшего крепостного комплекса до наших дней дошла только часть башни. Все остальное было разобрано на строительный материал в конце 19 века при создании нижнего монастырского комплекса. Памятник археологически не изучался, его наземная часть разрушена временем и человеком, однако сокрытые в земле артефакты расскажут будущим поколениям о прошедших временах.

Над левым берегом реки Мысра (Агаца) от предвратной башни второй линии протянулась крепостная стена, заканчивавшаяся башней на естественной возвышенности у берега моря. Это сооружение засвидетельствовал в начале ХIХ столетия французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере.

В 1240-х годах по внешнеполитическим причинам начинается процесс трансформации Абхазского царства на несколько государственных объединений. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость от монголов. С конца 12 века нам не известна строительная деятельность в Анакопийской нагорной крепости. Похоже, что растраченная энергия поколений способствовала упадку как государственности, так и строительной деятельности на этой территории. И, оказавшись под внешним негативным воздействием, пришла со временем в полный упадок.

Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов рабов, лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.

Главной статьей экспорта того времени были рабы. Они вывозились в Золотую Орду и на невольничьи рынки Средиземноморья.

В начале 60-х годов 15 в. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Черноморье прекратила свое существование.

После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.

Абхазия управляется собственными владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют в междоусобных войнах с соседями, а также противостоят туркам. В середине 17 в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра была утрачена. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.

В конце 19 - начале 20 века монахи Новоафонского монастыря развернули бурную деятельность в крепости. Они частично разрушили стены крепости, возле южной стены цитадели построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города – Новый Афон, что значит «тихое, беззвучное место».

Экскурсия по цитадели

Та часть Анакопии, по которой мы с вами совершаем экскурсию, была самой ранней, возникшей под административно-культурным влиянием Рима во 2 в. н.э. Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, в длину достигает 83 м, в ширину – 37 м. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 м в высоту, а их толщина была более 1м. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых квадров (60х60 см).

Первая линия обороны на южной стене была снабжена входной калиткой с подъемным мостиком на цепях. Она была укреплена двумя башнями с восточной и западной сторон. Эти башни были пристроены к стене изнутри. В цитадели башен было три, две из них дошли до нашего времени. Утраченная надвратная башня возвышалась над входной калиткой, снабженной в древности подъемным мостиком. В начале 20 века монахи заложили проем, а камень из разрушенной временем башни использовали на постройку дома смотрителя.

Западная башня частично сохранилась. Согласно последним данным она была выстроена в 8 веке, после арабского нашествия и служила, скорее всего, в качестве жилища для церковнослужителей.

Храм Богородицы, ошибочно приписываемый св. Феодору Тирону

О наличии в цитадели ранних культовых построек говорят множественные свидетельства. Вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы, один из таких примеров. На обеих сторонах печати (6 в.) выбиты греческие монограммы с именем эпарха Петра. Фрагменты мраморных резных деталей из Проконесса также датируются 6 в. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в конце 6 в., и посвящен Пресвятой Богородице.

Позже, в первой половине 10 в. храм был перестроен в связи с новыми литургическими правилами, введенными в Константинополе. При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицованы хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня). Храм Богородицы, как показывают современные исследования был перестроен Абхазским царем Георгием в 930-х гг.

Последние изменения храма производились монахами Новоафонского монастыря в начале 20 в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного помещения с восточной стороны. На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терраса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе, у восточной стены установлены каменные плиты, являющиеся раннехристианскими памятниками скульптуры и эпиграфическим свидетельством прошлого. монахи Новоафонского монастыря в начале 20 века соорудили витрину в алтарной части храма, в которой на растворе вмонтировали резные каменные детали, найденные ими на Анакопийской горе. В настоящее время данные детали перемещены в Музей Абхазского царства и представлены в его экспозиции. Там вы можете ознакомиться с ними.

С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости.

Восточная башня

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон – наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости.

Здесь можно было прятать запасы воды и провианта, укрываться долгое время в ожидании помощи.

Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами толщиной от 2,1 до 1,2 м., достигающее более 20 м. в высоту. Она состоит из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.

В начале 30-х годов 11 в. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие крепость византийцам. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, перешла во владение, и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Окончательно время постройки не установлено. Именно в это время, надо полагать, была выстроена восточная башня.

Башня выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки.

Большими фрагментами сохранилась цемяночная обмазка стен первого нежилого этажа. На этом факте основывается предположение, что первый этаж был частично забутован. Здесь, скорее всего, хранились в керамических сосудах запасы продовольствия и воды на случай длительной осады крепости. Запасы воды можно было пополнять в дождливую погоду через какое-то устройство для сбора воды, не дошедшее до наших дней. Собранная вода поступала по каменному лотку, устроенному в толще стены, и поступала в сосуды, закопанные внутри, напротив этого устройства.

Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона).

15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году к 15-ти летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне была закончена реставрация памятника, и он был открыт для посещения. Так начался новый отсчет в ее истории.

Народная память сохранила множество легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Случилось это во время царствования Баграта, гласит легенда.

«В смутное время правил царь Баграт. Неприятель тревожил его земли. И жил народ очень бедно, и от того было среди народа большое волнение. А у Баграта был брат, который страшно завидовал своему венценосному брату. Зависть и повела его по пути предательства. Через мать свою, вероломную царицу, начал плести он паутину заговора. Бежал он из царского дворца и укрылся в Анакопии. Но не нашел он поддержки среди местных вельмож и убоявшись гнева венценосного брата, бежал в Константинополь, взяв с собой многие богатства и племянницу начальника крепости Анакопий-пха. Минуло пять или десять лет, прошел по земле Апсны слух, что хочет возвратиться на родину Анакопий-пха, и что везет она дяде своему подарки, ибо вышла она замуж за богатого купца и владеет она несметными сокровищами. Радостью наполнились сердца жителей Анакопии, когда увидели они 10 кораблей, что привезли Анакопий-пха и подарки. Встретил народ ее с великими почестями. И был большой праздник в тот день, с пирами и военными играми.

А под вечер, когда солнце окунулось в море, повелела Анакопий-пха с кораблей подарки перевезти в крепость: на каждой арбе по два огромных сундука. Сундуки эти складывали у высокой башни. Пообещала Ан-пха, что завтра будут розданы подарки. И разошелся народ по своим домам. Наступила ночь, все заснули. Не спят лишь Анакопий-пха и ее верные слуги, готовятся они завершить коварный план, который внушил им хитрый брат Баграта. И вот уже они пробираются под покровом ночи к башне, где лежат сундуки с подарками и вскрывают их. А в каждом сундуке по два вооруженных воина. Встают воины, берут в руки факелы. И вот уже их легион. Огласилась тогда крепость Анакопийская боевыми криками и началась великая резня. Крепость была захвачена за один час. Долгие годы она оставалась под властью ромеев…»

Заключение

Несмотря на кажущуюся освоенность и изученность, Абхазия и весь Кавказ еще полон тайн и загадок. Вызывают восхищение его рукотворные чудеса – памятники архитектуры и истории. Потрясают воображение природные феномены, связанные с ландшафтами, растительным и животным миром. Новый Афон лишь звено в этой цепи – его многовековая история также хранит еще множество неизведанного, того, что еще только предстоит открыть и изучить. История дальнейшего периода является не менее занимательной. С ней, а также с другими достопримечательностями вы можете ознакомиться на других экскурсионных маршрутах, предлагаемых нашим заповедником.

Так в Музее Абхазского Царства Вы сможете подробнее узнать историю зарождения и формирования Абхазской государственности на протяжении последних 2000 лет.

Маршрут по историческому ущелью реки Псырдзха раскроет древнейшую историю христианства, ведущую свое начало с апостолов Христа, проповедовавших в Абазгии.

На маршрутах заповедника в кассах продаются научно-популярные издания, подробно освещающие события, связанные с отдельными памятниками истории и культуры, а также исторического города Анакопии-Нового Афона в целом.

Приезжайте вновь, Абхазия раз за разом откроет перед вами свои сокровища.

Аргун Алхас

Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...