Рождественский монастырь и подворье пюхтицкого монастыряхрам воскресения словущего на успенском вражке. Церковь николая чудотворца, что в звонарях Храм николы в звонарях расписание богослужений


Богородице-Рождественский монастырь и храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях – подворье Пюхтицкого монастыря

Русская зима в этом году всё никак не наберёт свою законную силу. Но погода, тем не менее, далеко не летняя. Дабы не подвергать прихожан нашего храма переохлаждению, было решено в зимний период сосредоточиться на святынях, можно сказать, шаговой доступности. Тем более, что Первопрестольная святынями изобилует. 12 декабря большая группа паломников нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и храм Святителя Николая в Звонарях – патриаршее подворье эстонского Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря, всё на московской улице Рождественка.

Ставропигия в прямом переводе с греческого означает «водружение креста». В Церкви ставропигия означает статус, присваиваемый, как правило, православным монастырям и делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху.

Богородице-Рожде ственский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго – княгиней Марией Константиновной. Княгиня Мария Константиновна и постриглась здесь перед смертью с именем Марфы в 1389 году. Со временем обитель дала и имя улице, которая первоначально была дорогой, ведущей к монастырю. Нынешний главный монастырский каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501-1505 годах на месте прежнего, от которого сохранились остатки кладки фундамента.

В 1525 году в Рождественском монастыре под именем София была насильственно пострижена жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Монахиня София здесь жила до своего перевода в Покровский монастырь в Суздале. Впоследствии Соломония Сабурова была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская (память 29 декабря (16 декабря по старому стилю). Икона преподобной Софии Сузлальской с частицей мощей - ныне одна из святынь московской обители.

Во второй половине XVII века монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростов ских. Княжеская семья поддерживала обитель. Так, каменный собор святого Иоанна Златоуста был построен в 1676-1687 годах стараниями княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростов ской. Также на её средства возвели каменную ограду с четырьмя башнями.

В XIX – начале XIX века в Рождественском монастыре построили колокольню с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-1836 годы, в стиле позднего классицизма) и трапезный храм Казанской иконы Божией Матери в русско-византийс ком стиле (1904-1906 годы). Своды и стены храма Казанской иконы Богородицы выполнены в стиле художественной школы конца XIX - начала XX века (модерн).

В 1922 году монастырь закрыли. Игумения Ювеналия и несколько сестёр оказались в ГУЛАГе. Большинство из них в 30-е годы были замучены и убиты. К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской впоследствии была причислена инокиня обители Татиана (Бесфамильная).

В монастыре размещались различные учреждения, часть келий отдали под коммунальные квартиры. Некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Две насельницы жили на территории монастыря до 1970-х годов.

В советские годы были уничтожены монастырское кладбище (вместе с могилой основательницы) и сад, снесена часть стен. Многие постройки не ремонтировались и пришли в полное запустение.

В 1974 году часть построек Рождественского монастыря была передана МАРХИ для организации музея-заповедник а древнерусского искусства и зодчества. Была проведена реставрация колокольни и Рождественского собора, где разместился архив одного из научно-исследова тельских институтов. В конце 1980-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году было принято решение о возрождении древней обители. Первыми насельницами монастыря стали монахини из эстонского Пюхтицкого монастыря. Настоятельницей Богородице-Рожде ственской обители с первых дней стала монахиня Викторина (Перминова), в 1998 году возведённая в сан игумении. В монастыре непрерывно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены в основном все храмы монастыря, кроме собора святителя Иоанна Златоуста, где для начала каких либо работ необходимо пройти бесконечное количество различных согласований.

Многие наши паломники пришли в монастырь раним утром на Божественную литургию, где священнику монастыря отцу Роману Чистикову сослужил и наш священник Павел Карев, исповедались и причастились. Прихожане нашего храма приложились к святыням монастыря, среди которых помимо уже упомянутой иконы преп. Софии Суздальской ещё частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца в ковчеге, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, чудотворная икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, другие реликвии обители. По окончании богослужения, в полдесятого началась экскурсия по монастырю, которую замечательно провела насельница обители матушка Сергия. На наших паломников огромное впечатление произвела неспешная монастырская служба, храмовые иконы и святыни, экспрессивные образы трапезного храма, размах реставрационных работ.

По окончании экскурсии наши паломники перешли в находящийся неподалёку храм Святителя Николая Чудотворца в Звонарях.

Первая церковь на месте современного храма появилась ещё во времена Иоанна Грозного. Это был деревянный храм Николы Божедомского, так как при нем был организован «убогий дом», куда зимой свозили тела умерших бродяг и утопленников, людей умерших несчастной смертью и оставляли до весны до следующего захоронения. Неоднократно горевший храм с 1657 года уже перестроен как каменный. Постепенно на Рождественке образовалась Звонарская слобода, в которой селились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлёвских церквей, отчего храм и стал называться «Никола в Звонарях». Это наименование было официально закреплено в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Иларионовича Воронцова (имевшего усадьбу неподалёку) по проекту архитектора Карла Бланка начато строительство храма в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма. Строительство было окончено в 1781 году.

В 1933 году храм был закрыт. В его помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х в здании храма размещалась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II подписал указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях подворья Пюхтицкого монастыря. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, а в 1996 году Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и двух боковых приделов храма. Настоятельницей подворья является игумения Филарета (Смирнова), многолетняя помощница покойного Патриарха.

Главный престол храма ныне освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именем святителя Николая назван один из боковых приделов. Другой придел освящён в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В восстановлении храма, создании монашеской общины, вплоть до своей кончины в 2012 году принимала участие матущка Адриана (Малышева), начало духовной жизни которой неразрывно связано с нашим храмом Воскресения Словущего. Непростой жизненный путь матушки Адрианы отражён в книге «Монахиня из разведки», которую ещё некоторое время назад можно было приобрести в книжной лавке нашего храма.

Святыни храма: чтимые иконы Успения Божией Матери и Богородицы «Взыскание погибших». Икона Богородицы «Взыскание погибших» была пожертвована церкви одной дворянской семьёй в начале XIX века. После закрытия храма она долго блуждала по хранилищам разных разоряемых властями московских церквей, пока не была спасена одной благочестивой женщиной и не передана ею в 1981 году в эстонский Пюхтицкий монастырь. При создании московского подворья монастыря икона, совершив такое непростое путешествие, вновь заняла своё законное место в храме Святителя Николая в Звонарях.

Удивительна очевидная духовная связь нашего храма Воскресения Словущего и храма Николы в Звонарях. Это было отмечено всеми участниками нашего паломничества. Выйдя за ограду подворья наши прихожане вновь окунулись в шумную и суетную жизнь огромного мегаполиса…

Вконтакте

Православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

История

Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная.

Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.

NVO , GNU 1.2

В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года.

Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком.

Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели.

Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости - во владениях графа И.И. Воронцова . Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях.

Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне.

Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях.

Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.

Улица Рождественка возникла в Москве в конце XIV века как дорога, ведущая из Кремля к Рождественскому монастырю, основанному в 1386 году. В книге П.В. Сытина «Из истории московских улиц» о Рождественке написано: «В XV веке была застроена лишь восточная сторона улицы; западная же была занята монастырскими огородами, которые сохранялись здесь очень долго. В конце XV века между Рождественкой и рекой Неглинной был построен Пушечный двор и слобода кузнецов. В XVI веке к северу от этой слободки поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив на улице церковь Николы Божедомского, позже называвшуюся «Никола в Звонарях».

Святой Николай жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры Ликийские в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его кончины. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы ни свершились чудеса святого Николая. Он был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. На Руси благоговели перед именем Николая Чудотворца – русского народного угодника Божия. Каждый год шестого декабря – в день памяти святителя Николая – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь

Никольскую церковь на Рождественке называли Божедомской. Это название происходит оттого, что еще в XVI веке при деревянной церкви Николая Чудотворца находился «убогий дом» или «божедомка» – место, куда свозились трупы убитых или внезапно умерших на улице людей. После возведения стен Белого города и Скородома «убогий дом» был перенесен в Сущевскую часть на Божедомскую улицу, но название церкви «Божедомская» осталось. В письменных источниках храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году. В этой местности еще с XVI века жили звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлевских церквей.

Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы: «Не быв звонарем, не быв и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!». С 1677 года храм именуется «Никола в Звонарях». При колокольне Ивана Великого служило сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. С кремлевскими звонарями связано множество легенд и преданий. Этнограф С.В. Максимов писал: «12 декабря звонарный староста московского Успенского собора был допускаем в Кремлевский дворец, перед светлые царские очи, для донесения о годовых суточных переменах. 12 декабря объявлял он царю, что «отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывает, а нощь умаляется».

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь. Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и благосклонностью. Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую.

Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Иван Илларионович переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву. В Первопрестольной столице Воронцов жил в усадьбе на берегу реки Неглинки неподалеку от церкви Николы в Звонарях (современный адрес: улица Рождественка, дом № 11). Его соседом был знаменитый архитектор эпохи барокко К.И. Бланк. По его проекту в Вороново были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и голландский домик по типу бюргерских домов XVI века.

Воронцов по-соседски попросил Бланка возвести недалеко от их домов вместо обветшавшей церкви XVII века новую в стиле барокко. Бланк использовал типичную осевую схему, когда храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Основной объем церкви – восьмерик на четверике – характерен для архитектуры XVIII века. Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела – Николая Чудотворца, Усекновения честной Главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.

Придел преподобного Сергия Радонежского устроили в 1766 году. После наполеоновского пожара церковь Николы в Звонарях нуждалась в перестройке. Были заменены два крыльца и каменная ограда с двумя воротами, пристроена новая трапезная и колокольня в классицистическом стиле. Москвовед В.В. Сорокин в статье, посвященной Рождественке, отмечает: «В середине 1880-х годов М.С. Мостовский провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена».

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже – кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился в бывшей усадьбе Воронцова. Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви – чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях на Рождественке. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви. О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»:

«Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году»

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Конечно, творение великого Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Денис Дроздов

Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...