Трагедия самолёта «Когалымавиа»: хронология событий. Уведомления Авиакатастрофа в синае а 321 31 октября


Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.

Ровно год назад над Синаем в результате теракта потерпел крушение российский самолет. В авиакатастрофе погибли 224 человека. На месте падения лайнера наша страна провела беспрецедентную поисковую операцию, были найдены все уцелевшие детали самолета. Следственный комитет заявил, что будет продолжать уголовное дело до тех пор, пока не будут установлены все причастные к этому террористическому акту. 31 октября в России вспоминают жертв этой страшной трагедии.

Траурный молебен начался в 07:15 - это время, когда самолет ударился о землю. Надежда Волкова в той чудовищной авиакатастрофе потеряла сына Николая. Вместе с женой Лерой он улетел в свадебное путешествие. Им было по 32, передает .

"Я не помню, как ехала домой. Когда пришла, муж крушил все, бил, кричал: "Их больше нет. Нет, понимаешь?" А я не верила. А он мне: "Смотри, списки пошли", - вспоминает Надежда Волкова.

Борт А321 компании "Когалымавиа" выполнял чартерный рейс номер 9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлета лайнер пропал с радаров. Спустя еще два часа самолеты ВВС Египта обнаружили обломки в центральной части Синайского полуострова.

В петербургском аэропорту "Пулково" на электронном табло все это время горела строка: прибытие в 12 часов 09 минут. Потом всех родных, встречающих этот рейс, пригласили пройти в автобус и увезли подальше от телекамер. Так началось утро 31 октября 2015 года. Вечером к терминалу "Прибытие" люди понесли цветы.

В авиакатастрофе над Синаем погибли 224 человека, среди них семь членов экипажа и 25 детей. Почти все пассажиры были жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Крушение самолета А321 стало самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации и крупнейшей катастрофой в истории Египта.

Международное расследование причин трагедии продолжается до сих пор. Предварительные итоги будут оглашены до конца года. Об этом в минувший четверг сообщили российские информагентства со ссылкой на египетские СМИ. В расследовании принимают участие представители России, Египта, Франции, Германии, Ирландии, США, а также консультанты компании Airbus Industry.

"Есть общая версия, которая стала уже главной, что за катастрофой над Синайским полуостровом стоят террористы египетской ячейки ИГ (деятельность организации запрещена в России - прим.ред. )", - рассказал главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Взрывное устройство подложили в багаж прямо в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Оно сработало в воздухе. Авиалайнер упал с высоты почти 10 тысяч метров, и летел по дуге вниз, теряя высоту, со скоростью 30 метров в секунду. В России версия о взрыве на борту А321 самодельного взрывного устройства мощностью до килограмма в тротиловом эквиваленте официально была озвучена 16 ноября 2015 года на совещании у президента.

Египетские власти стали последними, кто официально признал гибель авиалайнера террористическим актом. Президент Египта впервые публично заявил об этом лишь в феврале, спустя четыре месяца после авиакатастрофы.

"Для Египта признание организации теракта подобного рода, связанного с перемещением туристов, - это катастрофа для туристической области. Собственно, что и происходит сегодня в Египте. Целый год они пытаются восстановить туристический поток, который является главной составляющей египетской экономики", - пояснил директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов.

Утром 31 октября 2015 года стало известно о том, что над Синайским полуостровом пропал самолет российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург. На его борту находились 224 человека. Вначале формулировки были осторожные - «не выходит на связь», «пропал с экранов радаров», - никто не хотел верить, что речь идет об авиакатастрофе, которой суждено было стать самой страшной в истории отечественной авиации.

В годовщину гибели лайнера A321 над Синайским полуостровом «Известия» вспоминают всё, что известно о катастрофе на сегодняшний день, и отдают дань памяти жертвам крушения.

Гибель А321: начало

В тот же день, 31 октября 2015-го, в пустыне обнаруживают фрагменты упавшего лайнера - при падении на землю их разбросало в радиусе 40 км.

После того как в СМИ поступают первые сообщения о гибели самолета, спасатели вынуждены отключать уцелевшие при ударе о землю телефоны пассажиров - это родные находившихся на борту пассажиров еще пытаются дозвониться своим близким.

Из 217 пассажиров и семи членов экипажа не выжил никто - в такой ужасной катастрофе это было невозможно.

Дарина Громова

Однако истинным символом трагедии стала погибшая в авиакатастрофе Дарина Громова, фотография которой быстро облетела все мировые СМИ. Ей было 10 месяцев.

Она стала самой маленькой по возрасту жертвой теракта, но далеко не единственным ребенком на борту разбившегося самолета: всего, по данным Росавиации, на борту самолета находились 25 детей и еще 192 взрослых пассажира. Большинство из них были жителями северо-западной части России.

Командиром самолета был 48-летний Валерий Немов, который к тому моменту налетал более 12 тыс. часов, причем почти 4 тыс. из них - на самолетах Airbus A321. Вторым пилотом был 45-летний Сергей Трухачев, налет которого составлял 5641 час. В салоне самолета работали бортпроводники Валентина Марцевич, Андрей Беломестнов, Ирина Олару, Алексей Филимонов.

Теракт

Как только гибель лайнера становится очевидной, журналисты и эксперты высказывают первые версии произошедшего. Сначала звучат наиболее распространенные - ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета. Становится известно, что за несколько лет до происшествия хвост самолета при посадке в Каире был поврежден - после этого самолет прошел ремонт, однако информация быстро разлетается по СМИ.

Официальные представители авиакомпании выступают с заявлением о том, что самолет был полностью исправен. Они же впервые озвучивают версию о том, что для его разрушения потребовалось воздействие извне. Она не получает особенной поддержки - поверить в это сложно и, наверное, слишком страшно.

Но 16 ноября глава ФСБ Владимир Бортников официально подтверждает версию о бомбе, заложенной на борту самолета. Эту информацию также подтверждают данные британской разведки. За несколько дней до этого, 6 ноября, полеты российских и части мировых авиакомпаний в Египет полностью приостанавливаются .

Место 31А

Еще 7 ноября становится известно, что при расшифровке бортовых самописцев на последних секундах записи слышен непонятный шум. До этого переговоры пилотов проходят в штатном режиме. После - самолет начинает резко терять набранную за полчаса, прошедшие с момента взлета, высоту.

17 ноября, сразу после того, как в ФСБ подтверждают версию о теракте, Россия обращается к мировой общественности с просьбой оказать содействие в установлении причастных к уничтожению самолета террористов. За сведения, которые могут помочь задержать преступников, обещано вознаграждение в $50 млн. Позднее появляется информация о задержании двух сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха. Их подозревают в том, что они помогли пронести бомбу на борт самолета. При этом министр внутренних дел и министр гражданской авиации Египта эту информацию отрицают.

В расследовании причин катастрофы участвуют Россия, Египет, Франция, Германия, Ирландия, США, а также представители компании Airbus Industries.

18 ноября журнал «Дабик», претендующий на звание официального информационного органа запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, публикует статью, якобы описывающую процесс создания заложенного на борт самолета устройства - по версии издания, оно было сделано с помощью жестяной банки из-под газировки.

В Египте создается собственная специальная комиссия по расследованию крушения самолета. В декабре 2015 года она заявляет о завершении подготовки предварительного отчета, который рассылает всем участникам расследования. В нем исключается возможность доступа посторонних к самолету.

В феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси заявляет, что причиной катастрофы стал теракт - Египет впервые официально признает этот факт.

В начале сентября этого года комиссия завершает выкладку фрагментов разбившегося самолета - в результате удается определить точку, с которой началось разрушение самолета. По данным экспертизы, взрыв произошел в районе 30–31-го рядов. Предположительно, точкой взрыва стало место 31А. Мощность взрывного устройства составила 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Расследование катастрофы до сих пор не завершено - международная комиссия по расследованию продолжает свою работу, кроме того, продолжает расследование и Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ, об этом в понедельник, 31 октября, сообщили в пресс-службе ведомства.

Последствия

Вскоре после крушения последовали проверки безопасности в аэропортах Египта, которые выявили проблемы с обеспечением безопасности авиаперевозок. Российская сторона заявила, что полеты не будут восстановлены, пока все недочеты не будут устранены, при этом о каких именно недочетах идет речь, точно неизвестно. Египет в ответ заявил о готовности исполнить требования Минтранса, однако власти страны отметили, что на это потребуется время.

О возможном возобновлении полетов в Египет впоследствии сообщалось несколько раз, однако пока ни одно из них не было подтверждено. По мнению экспертов, авиасообщение не будет восстановлено раньше весны 2017 года .

​​​​​​​

Рейс 9268: Сад памяти

В сентябре этого года в Петербурге завершился конкурс на проект монумента в память о погибших. Им стал проект «Сад памяти» - по желанию членов семей погибших при создании мемориала не будут использоваться изображение самолета и другие прямые напоминания о катастрофе. Вместо этого в саду планируется высадить 224 дерева - по числу погибших в катастрофе. Мемориал был заложен 30 октября 2016 года на Румболовской горе во Всеволожске Ленинградской области.

Жертв катастрофы вспоминают не только в России: в Египте 30 октября прошло траурное шествие в память о трагедии. Жители Шарм-эль-Шейха, министр гражданской авиации страны Шериф Фахти, посол России в Каире Сергей Кирпиченко, депутаты египетского парламента под барабанную дробь возложили цветы к плакату с именами всех, кто утром 31 октября 2015 года поднялся на борт лайнера, выполнявшего рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург.

«От имени всего политического руководства Арабской Республики Египет и правительства страны позвольте мне выразить искренние соболезнования семьям погибших и почтить их память. Мы в крайней степени сожалеем о том, что произошло, и скорбим. Шарм-эль-Шейх и весь Египет никогда не забудут жертв этого рейса», - сказал глава министерства авиации страны Шериф Фатхи.

Памятные мероприятия также пройдут в 13 регионах России, жители которых погибли при крушении лайнера. В храмах проведут панихиды по погибшим, а на Свято-Троицком Измайловском соборе в Петербурге (здесь проживали 147 из 224 жертв катастрофы) осветят поклонный крест.

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...