Храм иоанна предтечи керчь. Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Керчь собор иоанна предтечи


Кафедральный собор святого Иоанна Предтечи в городе Керчи (ул. Дмитрова, 2) – самый древний каменный храм России и восточной Европы. Уникальный керченский кафедральный собор святого Иоанна Предтечи – единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.).

Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества: здесь как бы соединены две архитектурные системы – базиликальная и крестово-купольная византийской планировке, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.


О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.

По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня – камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна.


Из древних предметов, найденых в соборе, достойны внимания – деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши – одна XVI-XVII века, а другая – конца XVIII.

Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно – древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески, с изображением двух святых.


В 60-е годы ХХ столетия вокруг храма был рынок – торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.

[b]Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6169.jpg

Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам*. Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6167.jpg
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6178.jpg
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в**. Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6176.jpg
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновьобращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6174.jpg
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6171.jpg
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6177.jpg
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6179.jpg
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ***.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6166.jpg
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6163.jpg
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6168.jpg

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.
-----
* Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
** Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.
***Периода Боспорского царства.

Видео:
http://smg.photobucket.com/albums/v58/atavin/?action=view¤t=1242987805_xvid.flv

Адрес: г.Керчь, ул. Дмитрова, д.2.

Удивительно красивый храм, находящийся в центральной части Керчи , неизменно завораживает взгляд своим оригинальным обликом. Это древняя христианская церковь , посвященная Иоанну Предтече . Настолько древняя, что история не сохранила до наших дней даже напоминания о ее первых строителях. Это старейший действующий православный храм не только на Крымском полуострове, но и во всей Восточной Европе.

История создания Церкви Иоанна Предтечи

Существуют разные версии о времени возведения святыни. Чаще всего ее датируют VIII столетием, поскольку внутри храма находится колонна с надписью по-гречески. Из нее следует, что здесь покоится человек, умерший в 752 году. Кроме того, в церковных стенах были обнаружены голосники (особые сосуды, которые используют при строительстве для увеличения прочности и улучшения акустики), относящиеся VIII веку. Но есть и приверженцы точки зрения, согласно которой храм был построен в IX или XI веках.
Старинная церковь овеяна преданиями, одно из которых гласит, что к ее основанию причастен сам Иоанн Креститель. По другой легенде, строительство священной обители в этом месте благословил апостол Андрей Первозванный. В храме как особая реликвия сохранялась каменная плита, где было углубление, похожее на след ноги человека. Говорили, что это след самого Иоанна Предтечи. Во время торжеств в честь храмового праздника отпечаток вынимали из специального футляра и наполняли водой, которую потом могли черпать все страждущие, чтобы исцелиться от болезней. Достоверно, с помощью археологических изысканий, установлено лишь одно - дошедшее до нас строение было возведено на месте более древней базилики, от которой сохранились части фундамента. Церковь Иоанна Предтечи выстроена в традициях византийского зодчества. В архитектурном плане она четырехстолпная крестово-купольная, похожая на другие культовые строения, которые имелись когда-то в азиатских областях под властью Византии. Особую изюминку и красоту постройке придает своеобразная кладка. Фасады выложены из блоков известняка, перемежающихся рядами плоского красного кирпича (плинфы). Это тоже характерное отличие работ византийских зодчих, которые таким образом не только создавали неповторимый облик, но и усиливали устойчивость постройки на случай сейсмических катаклизмов. Единственный полусферический купол установлен на высоком световом барабане. Внутри конструкция поддерживается четырьмя колоннами из мрамора темно-серого цвета, которые украшены изящными капителями в коринфском стиле. Предполагается, что колонны эти были взяты из более древнего храма. За долгую историю своего существования храм многое повидал и не раз менял своих хозяев. Так, в XIII - XV столетии, когда Черное и Азовское моря были под властью генуэзцев, церковь в честь Святого Иоанна Крестителя пользовалась большой известностью. Вероятно, поэтому сам город, стоявший здесь именовали портом Святого Иоанна и так же называли пролив между морями. В период Крымского ханства (XV - XVIII вв.) эта церковь и вовсе была превращена в мечеть. Свое истинное предназначение - служение православной вере, храм обрел в 1774 году, после того как Керчь, будучи частью Крыма, отошла к Российской Империи. Тогда храм передали греческой общине, и какое-то время он назывался греческим.
На протяжении XIX столетия Иоанно-Предтеченская церковь пережила несколько переделок. В первые годы с западной стороны пристроили скромный по размерам придел. В 1832 - 1834 годах соорудили трехнефный придел, для чего пришлось разобрать нартекс и западную стену. Это заметно увеличило внутренний объем помещений. Мастера выполнили пристройку в псевдовизантийской манере, и она гармонично вписалась в облик старинной святыни. В 1845 году появился притвор с северной стороны и невысокая звонница в два яруса.
Тяжелые времена наступили для оплота христианства в послереволюционный период. Разделяя судьбу большинства православных святынь, он был закрыт (по причине "отсутствия прихода") и заброшен на долгие годы. Многие церковные реликвии были тогда безвозвратно утеряны, а ведь здесь когда-то хранились написанные по-гречески Евангелие, созданное в XI веке, и Апостол, датируемый XII - XIII веками. Было много старинных икон, где наиболее древние - образы Спасителя, Божией Матери, храмовая икона Святого Иоанна Предтечи.

Церковь Иоанна Предтечи в наше время

На великолепную постройку, сумевшую пройти сквозь века, несмотря на множество испытаний, обратили внимание в 1960-е годы, когда храму присвоили официальный статус памятника архитектуры республиканского значения. Правда, он к тому времени представлял собой довольно жалкое зрелище с выбитыми стеклами, разрушающимися стенами и обваливающимся куполом. В таком плачевном состоянии здание пребывало еще около десяти лет, пока в 1974 году наконец-то не начались реставрационные работы. Тогда купол укрепили металлическим каркасом, стены восстановили, используя приближенные к оригиналу камни и кирпичи, внутри частично воссоздали росписи. На свой страх и риск, не получив официального разрешения, мастера даже поставили православный крест на куполе храма, хотя богослужения там, конечно, не проводились. После восстановления строение было отдано под лапидарий керченского исторического музея.
Возрождение храма как религиозной святыни произошло в 1990-е годы, когда он был возвращен православной общине. Сегодня это одновременно и исторический памятник архитектуры, и действующий храм, куда стекаются и туристы, желающие соприкоснуться с древностью, и верующие, чувствующие особую благодать в этих намоленных святых стенах.

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Крым
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В самом центре города Керчь, у подножия горы Митридат, расположилась церковь Иоанна Предтечи - прекрасный образец зодчества, выполненный в традициях византийской архитектуры. Она считается одним из древнейших христианских храмов не только на Крымском полуострове, но и в Европе, а живописный нарядный облик заметно выделяет её из ряда православных церквей. В архитектурном плане здание церкви представляет собой трехапсидный храм с единственным плоским куполом, опирающимся на крестообразные своды, которые в свою очередь поддерживаются четырьмя столбами. Вся конструкция укреплена колоннами, они венчаются византийско-коринфскими капителями. В кладке стен восточной части храма использованы чередующиеся ряды белого камня и красного кирпича, такой приём характерен для византийской архитектуры. Кстати сказать, этот «слоёный пирог» не просто эффектно выглядит, но ещё и выполняет антисейсмическую функцию, что помогло зданию дойти до наших времён.

Церковь Иоанна Предтечи считается одним из древнейших христианских храмов не только Крымского полуострова, но и Европы, а живописный нарядный облик заметно выделяет её из ряда православных церквей.

История храма

В вопросе о точном времени появления церкви Иоанна Предтечи пока нет полной определённости. Наиболее распространено мнение, что храм был построен в 8 или 9 веке. По одному из преданий, строительство началось с благословения Андрея Первозванного. Уже в те времена церковь Иоанна Предтечи была очень известной: говорят, что Керченский пролив тогда назывался проливом Св. Иоанна, а сама Керчь - портом Св. Иоанна. В эпоху Крымского ханства церковь Иоанна Предтечи, как и большинство христианских храмов, была обращена в мечеть, а со временем и вовсе пришла в запустение. Православным храмом она вновь стала в 1774 г., когда Крым был присоединён к Российской империи.

В 19 веке церковь подверглась небольшой перестройке, к ней пристроили трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле, а позже ещё двухъярусную колокольню и северный притвор. В это время вместо именования «греческой церковью» храм получил своё настоящее название - церковь усекновения главы Иоанна Предтечи.

В церковном дворике можно увидеть каменную глыбу с углублением в виде отпечатка человеческой ступни. Как гласит предание, это след самого Иоанна Предтечи.

20 век был не слишком благосклонен к храму, который разделил судьбу многих православных святынь того времени: в 30-х гг. его закрыли, по официальной версии, из-за отсутствия прихода. Великая Отечественная война принесла церкви утерю многих священных реликвий, само здание сильно пострадало от пожара. Заросший кустами, с выбитыми окнами, частично разрушенный храм Иоанна Предтечи производил удручающее зрелище, вокруг него шумел рыбный рынок.

Церковь Иоанна Предтечи

Восстановление храма

Возрождение церкви началось в 1960-е гг., когда его объявили архитектурным памятником республиканского значения. Через десяток лет вслед за этим событием начались масштабные реставрационные работы, которые заняли четыре года. Сначала восстановили стены пристроек и колокольни, а лишь затем начали приводить в порядок древнее здание храма. Вследствие сильного оседания фундамента пришлось расчищать землю вглубь вокруг его основания.

Храм сегодня

После завершения реставрации в церкви Иоанна Предтечи открылась лапидарная экспозиция Керченского историко-археологического музея - коллекция древних камней с высеченными на них надписями. Только летом 1990 г. храм был передан керченской православной общине. Теперь это действующая церковь, в которой регулярно проводятся богослужения.

Адрес и как проехать

Адрес: г. Керчь, ул. Дмитрова, 2

От автовокзала до церкви можно добраться на автобусах № 3, 5, 6, 19, 28 до остановки «Площадь Ленина».

Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи знаменита, прежде всего, своей древностью. Она была воздвигнута не позднее IX века византийцами. Из всех храмов, существующих на территории России , этот - самый древний.

Церковь Святого Иоанна Предтечи, Крым

История основания храма

Время создания храма точно не определено. Возможная дата относится к промежутку в два столетия, между началом VIII и концом IX века.

О православном Крыме:

На одной из церковных колонн есть греческая надпись: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Это 752 год н.э. Поэтому, условно церковь относят к VIII веку.

Однако, историки считают, что колонна осталось от другого, более древнего храма, который стоял на этом же месте, а затем был разобран за ветхостью. Вместо него построили церковь Иоанна Предтечи, скорее всего, в IX или даже в X веке.

Интересно! Историки соотносят появление храма с освобождением Крыма от хазар и возросшим влия нием Византии в этих землях. Мастера, вероятней всего, были присланы из Константинополя.

Годы под турками

В 1475 году часть полуострова, включая Керчь, была захвачена Османской Империей. Следующие три века были весьма тяжелыми для христианского населения Крыма. Церковь святого Иоанна Крестителя на все это время была превращена в мусульманскую мечеть. Фресковую роспись, которая была в ней изначально, и являлась, по одной из версий, творением учеников Феофана Грека, тщательно соскребли со стен.

После периода турецкого владычества в храме осталась только изображение двух святых, которое обнаружили уже в XIX веке под толстым слоем штукатурки.

В 1774 году, после первой Русско-Турецкой войны, между этими двумя странами был заключен мирный договор. Крымские земли, согласно его условиям, получили независимость, а спустя 9 лет были присоединены к России. В керченской церкви Иоанна Крестителя снова стали проводиться православные богослужения. Прихожанами ее были, в основном, греки.

Храм святого Иоанна Предтечи, Керчь

В царской России

В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.

Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный , по другой - пророк Господень Иоанн .

Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция - наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.

До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века - архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.

Читайте о крымском святителе:

Вскоре после революции, храм был закрыт. С этого времени он начал постепенно ветшать. Во время Великой Отечественной войны, храм утратил иконостас, многие древние образы и две ценнейшие богослужебные книги XI и XII веков.

В это время страна сильно рисковала навсегда потерять свой древнейший архитектурный памятник. Но, к счастью, в 50-х годах его, наконец, заметили историки. К тому времени церковь уже значительно обветшала, а рядом с ней находился рыбный рынок. Под руководством археолога Т. Макаровой были проведены раскопки. Тогда и обнаружили на этом месте следы существования более ранних культовых построек VI века.

В 70-х годах в храме были проведены огромные реставрационные работы. После этого, в нем располагалась историческая выставка.

Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...