Краткая история туризма. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. История развития туризма


Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в.. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер - пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап - от древности до начала XIX века.

Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней

1-й этап - предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот - V век до н.э., Пифей - IV век до н.э.).

Большое значение для развития туризма на этом этапе имело дорожное строительство. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, расположенные в городах и на главных дорогах, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Для путешественников имелись дорожные путеводители.

Богатые римляне путешествовал целях улучшения своего образования, а в период расцвета империи путешествия стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Например, в городке Бая на берегу Неаполитанского залива принимали серные ванны. А вокруг них, уже в то время, смекалистые торговцы открывали свои заведения - игорные дома, питейные места, дорогие лавки.

В Италии появлялись первые санатории. Был составлен список мест, которые нужно обязательно увидеть - семь чудес света.

Распад Римской империи привел и к разрушению дорог, и к спаду туризма. Поэтому в Средние века «туризм» сводился в основном к паломничеству. Израильские экскурсоводы говорят, что туризм изобрели рыцари-крестоносцы, охранявшие группы паломников, прибывавших на Святую землю, от арабских набегов.

С установлением абсолютизма в Европе путешествия вернули себе популярность, став более безопасными. В результате даже стала зарождаться мода на них: в Англии «гран-тур» стал обязательным пунктом программы воспитания дворянина, ему следовало пройти его, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Маршрут начинался в Лондоне, вел во Францию с долгой остановкой в Париже, затем - в Италию. Обратный путь проходил через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Именно в ХVII - ХVIII веках в Англии появляется термин туризм.

В эпоху Ренессанса и Просвещения индивидуальный туризм с образовательной и оздоровительной направленностью начинает преобладать над религиозными мотивами. Представители привилегированных классов общества совершали в средние века путешествия к целебным источникам. По мере усиления общественных позиций и представители третьего сословия в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные туры.

Развитие туризма в России также происходило поэтапно, каждый период имел свои особенности. При монархии оно исходило из выгодного географического положения страны. Нахождение в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком являлось основой для различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укрепились за счет гостей из Византии, установились торговые связи. Русские купцы везли свой товар в самые разные страны. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Всё изменилось с нашествием монголо-татар: Русь надолго потеряла какие-либо контакты с окружающим миром. В Европе практически ничего не знали о Московском государстве вплоть до эпохи великих географических открытий. Незнание российских обычаев, плохие дороги - это, и многое другое затрудняло контакты иностранцев. Только купцы и дипломаты были гостями на улицах государства, хотя интерес европейцев к неизвестной стране был велик.

С ХV в. существовал особый Ямской приказ - централизованное государственное учреждение, которое управляло организацией перевозок и службой ямщиков по всей стране. В русских городах в то время как и в Европе, уже начали строить гостиные дворы. От постоялых дворов они отличались большим комфортом - кроме жилья и питания гости имели возможность безопасного отдыха, т.к. гостиные дворы обычно огораживались стенами с башнями для охраны постояльцев. Большое внимание в это время уделялось дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году .

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Е. Хабаров начинает череду своих путешествий с целью исследования Сибири.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и для познания окружающего мира: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт был назван им в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. Это был первый из правителей, кто отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог - стал основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Престижным для дворян было побывать в Европе и на Востоке. Путешествия рассматривались как средство, чтобы вырвать человека из повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. Стало обязательным отправлять детей в Европу, как для образования, так и для обучения жизни.

Итак, как мы видим, цели походов и путешествий в средние века менялись с течением времени: до середины XIX века в Европе и России они преследовали торговые, образовательные, лечебные и религиозные цели. Но, думается, говорить об экономике туризма было рано еще, т.к. путешественники организовывали свои «туры» самостоятельно, не было зависимости от поставщиков каких-либо услуг, некому было думать о получении прибыли. Не было собственников-владельцев туристских ресурсов (одно из условий возникновения рынка не выполнялось), точнее ресурсы были, но не использовались в данных целях. Хотя отдельные элементы современного туризма уже появлялись: строительство дорог, гостиных дворов, курортов; создание учреждений, управляющих перевозками и др. В этом и состоял подготовительный этап развития туризма.

2-й этап - элитарный туризм (начало ХIХ - начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход "Принц Оранский" (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км . Преобразуется мотивация туристов - теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир. Далее рассмотрим подробнее влияние данных событий на становление элитарного туризма.

Важнейшую роль сыграли революционные изменения в развитии транспорта, сопровождавшиеся расширением сети дорог. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку быстро развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся вместе с растущим благосостоянием общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Вводились гарантированные неоплачиваемые, а впоследствии и оплачиваемые отпуска (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих от 1873г.). Что вместе с повышением качества и скорости движения обусловили существенное увеличение потоков туристов в мире. Соответственно стали возникать предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в монастырях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели". В Германии еще в 1801г. открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене. Там же на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод.

Со второй половины XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, реализующие туристические поездки потребителю. Первым примером комплексного обслуживания, является групповой тур на отдых англичанина Томасом Кука в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр, экскурсию по городу. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг .

Интересно, что Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к новым возможностям использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок - пошел процесс расширения туристического спроса . Таким образом, Томас Кук стал основоположником многих атрибутов современного туризма: туристических агентств, резервирования мест в транспорте и гостиничных номерах, дорожных чеков, расписания и путеводителей с исчерпывающей информацией.

В Российской империи в конце XIX века тоже наблюдаются серьезные признаки развития туризма. В 1895 г. создается Российское общество туристов. Положено начало экскурсионной деятельности. Многие организации использовали ее для просвещения народа. Их деятельность повлекла за собой открытие музеев, исторических и культурных памятников, создание выставок.

Природные условия родины - наличие гор обусловило развитие горного туризма. Первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Позднее, в 1895 году в Петербурге появляется первый русский туристский «клуб велосипедистов-туристов». Вскоре появляются его филиалы в Москве, Киеве и др. крупных городах.

Распространение пеших и велосипедных походов, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, стремление русской интеллигенции использовать туризм для просвещения народа - все это послужило предпосылками объединению заинтересованных в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи. В 1901 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и др. Задачей общества была организация туристских путешествий по древним городам, святым местам России и заграницы. В 1914 году в общество входило 5 тыс. человек.

Русский туризм в ХIХ веке как и в Европе не являлся массовым, т.к. в стране после отмены крепостного права уровень жизни основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. Но в обществе начало проявляться 2 класса: собственники ресурсов (земли) и наемные рабочие. Первые и развивали элитарный туризм, он становится одной из форм предпринимательства.

3-ий этап - начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

4-ый этап - массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и

объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

Для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели. Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т.е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы -- более 70 %.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, - и население с низким уровнем доходов.

Древнегреческие, персидские и арабские путешественники оставили много этнографических упоминаний VII-X веков о христианских и солнцепоклоннических племенах и народах, населявших территории, которые сейчас принадлежат независимой Украине. Упоминания о первом германском путешественнике зафиксированы летописцами при дворе Владимира Великого (князь принял германца лично). Последующие времена туризм остается личным выбором отдельных девиантных индивидов, юродивых или же непристойно состоятельных.

Чем-то исключительным и более-менее организованным он стал с появлением пароходов, тогда же начали набирать популярность длительные морские путешествия, а также речные рейсы. В Российской империи первой туристической организацией было Российское общество туристов. Со временем его приемником стало общество «Советский турист» (у нас - «Укртур») при Наркомиссариате РСФСР. Его сменило Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (сокращенно - ОПТ) в 1929 году, и это был успех, хоть и относительный.

В первый же год функционирования общества, членами ОПТ стали более 50 тысяч человек. Руководство ОПТ наладило связи с коммунистическими организациями Чехословакии, Германии и других стран Европы, международный туризм начал вырисовываться в нечто многообещающее. В конце ХХ ст. на европейских морских курортах даже начли открывать так называемые «русские пансионы», дома для русскоязычных отдыхающих. Но все это быстро пришло в упадок в 1936 году, когда все руководство организации было репрессировано. Все же структуры ОПТ были переданы в ведение Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта.

Для украинцев же этот период был весьма непростой, из 153 домов туристов по всей территории объединенного государства лишь несколько были на территории Украины, и конечно, не удовлетворяли запросов даже такого непритязательного и маленького рынка. Таким образом, до 1914 года на наших территориях туристов было крайне мало. Тем не менее, первые попытки организованных путешествий инициировались в творческих и культурных кругах в спортивных, этнографических и оздоровительных целях. Студенческая экскурсия в Крым в 1876 году, путешествия клубов краеведов и любителей природы, горных спортклубов, огромный вклад в развитие туристической практики сделал Иван Франко, организовывавший студенческие экскурсии во время своей работы в Львовском университете в 1880-е годы.

Минует Первая мировая война. В 1924 во Львове начинают работу туристическо-краеведческие общества «Плай» и «Чорногора». Ощущается влияние польского туристического движения. Но репрессии 1939 года опять убивают все на корню. А вскоре разражается Вторая мировая. Впрочем, война позволила русским честно отнять у немцев пару больших теплоходов, которые в последующем были переименованы на «Победу» и «Грузию» использовались туристической организацией «Интурист» в качестве круизных лайнеров. Так самый шикарный на сегодня вид туризма начал организованно развиваться чуть ли не раньше всех остальных. Очень популярны были круизы из Ленинграда и Одессы вокруг Европы. 1950-е годы стали очередным расцветом туристической отрасли.

В Украине же по прежнему самый высокий спрос был на путешествия в Карпаты, Крым, Буковину и Закарпатье, а также речные рейсы вдоль берегов Днепра, круизы по Черному и Азовскому морям, автотуры по главным культурным центрам - Киев, Львов, Харьков, Одесса - и поездки на выходные. В качестве наземных круизных лайнеров порой использовали поезда. Днем пассажиры осматривали город, а вечером возвращались в свои купе и ложились спать, чтобы проснуться утром уже в следующем пункте назначения.

В 1962 году учредили Центральный совет Туризма, а в 70-е и 80-е годы советский туризм расцвел вновь. Советам хотелось развеять страшные мифы, слагаемые об их тоталитарном режиме по ту сторону железного занавеса, и иностранные туристы стали частыми гостями в Советском Союзе. Тем не менее, тогдашняя власть, не брезговавшая прибегать к примитивным цензурным мерам, не ко всем странам была дружелюбна в туристическом плане, и с большим трудом выпускала своих жителей в те или иные страны.

С окончанием холодной войны и распадом Союза для украинцев открылись многие запретные ранее туристические направления. На первых порах количество туристов, желающих посетить Украину, резко сократилось, но со временем ситуация стабилизировалась, и туристические организации стали уверенно увеличиваться в числе. Сейчас главным приоритетом в туристическом бизнесе является своевременность - как в оказании услуг, так и в следовании новейшим мировым тенденциям. Современный туризм стал более активным, динамическим, гибким и интеллектуальным, а с интернет-интеграцией его возможности возросли в разы. Следующий пункт в to-do list украинского туризма - космические путешествия, и не надо так ухмыляться, еще не так давно цветной дисплей кнопочного телефона был исключительным технологичным новшеством.

История международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Интересовались ли вы когда-нибудь: когда и как возник туризм? Именно туризм, приближенный к тому варианту, какой мы видим сейчас? И как туризм пришел к той форме, какой мы видим его сейчас? Специально для вас ответы на эти вопросы.

2000 лет до н.э., в Индии и Месопотамии

С начала цивилизации существовали торговые путешествия. Происходила торговля между Шумерской цивилизацией и долиной Инда. Центром этой торговли был порт Лотхал.

600 г. до Рождества Христова и позднее

Еще в вавилонской и египетской империях можно проследить ранние формы путешествий. Империи привлекали путников своими достопримечательностями: музей исторических древностей в Вавилоне и многочисленные религиозные праздники в Египте. Множество чужестранцев отправлялись в эти города, что посмотреть на их культуру. Многие обычные люди и брахманы путешествовали в религиозных целях.

Греческая цивилизация 500 до н.э.

Афины манили своими достопримечательностями, такими как Парфенон. В морских портах и больших городах начали строить гостиницы, чтобы обеспечить уют путешественникам. Главным развлечением, предлагаемым в гостиницах, были куртизанки.

Именно в это время зародились первый путевые заметки и дорожные указатели, показывающие путникам места расположения гостиниц.

Римская империя

Появившиеся первые придорожные гостиницы и хорошие дороги способствуют росту путешествующих. Римляне предпочитали путешествия в Сицилию, в Трою, в Грецию и Египет. Именно Римляне начали оценивать качества отелей. В своих путеводителях они записывали название отеля и отмечали их определенным символом, обозначающим качество гостиницы.

Средневековье

Во времена средневековья путешествовать куда-либо было трудно и опасно.В основном, путешествовали ради славы и богатства, либо ради торговых целей. Миссионеры и т.п. путешествовали, ради распространения священного слова. Особую роль сыграли Моголы, которые в Индии положили начало путешествиям ради отдыха.

Гранд-тур

С начала семнадцатого века появляется новый вид туризма. Во времена Елизаветы I молодым людям, особенно, тем, кто желал стать юристами, предлагали поехать на континент и получить там дополнительное образование. Позднее это стало обыденностью, что молодой человек для завершения своего образования отправляется на три или более года в «Гранд-Тур» вместе со своим гувернером. Во время этого, якобы развивающего путешествия, юноши обычно получали удовольствие от жизни в странах, в которые они отправлялись. Обычно этими странами были Париж, Флоренция, Венеция. Правда, во времена наполеоновских войн пришлось практически полностью отказаться от таких путешествий как «Гранд-Тур» примерно на 30 лет. Традиции «Гранд-Тура» были практически полностью утеряны.

Первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предприниматель Томас Кук осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном составе. В 1845 году им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии.

В 1847 г. Томас Кук организовал туристское общество, которое стало распространять билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами.

В 1863 году Куком было организовано большое путешествие англичан в Швейцарию, а в 1868 - в Северную Америку.

В 1882 году он организовал первое кругосветное туристское путешествие.

Томас Кук впервые создал специфический туристский продукт - тур, заключая договора с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслуживание туристов. Он же впервые стал систематически изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга. В те годы туристские компании обслуживали, в основном, богатые слои населения, ибо туристские услуги стоили достаточно дорого.

В связи с развитием международных курортов в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Чехословакии - эти страны наряду с Англией становятся международными центрами туризма в Европе.

Значительную роль в развитии туризма сыграли новые географические открытия, путешествия мореплавателей, освоение Американского, Африканского и Австралийского континентов.

Первые экскурсии проводились еще в XVII веке для учащихся школ закрепления учебного материала. Великий просветитель древности Платон в своей знаменитой Академии считал нормой образования беседы в пути, обучение в режиме прогулки.

Прародителем краеведения и экскурсий в России считается сам император Петр Великий, который любил лично водить делегации иностранных гостей по Санкт-Петербургу.

В 1875 г. в Лозанне (Швейцария) был создан первый альпинистский клуб, в котором готовили проводников горных походов, спасателей. На средства членов клуба строились хижины и приюты на пути к вершинам гор.

Первый альпинистский клуб в России был создан в 1877 году в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания, а в 1900 году в России было образовано Русское горное общество.

С 1889 года в России издается журнал "Русский турист", который был закрыт в 1917 году.

В 1890 году создается Крымский горный клуб, который, объединившись с Кавказским, стал называться Крымско-Кавказским горным клубом с центром в г. Одессе и филиалами в Ялте, Севастополе, Екатеринославле, Гаграх, Баку, Феодосии и других городах России. При этом клубе было создано экскурсионное бюро.

Первые экскурсии школьников были проведены в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифлисе.

Первой русской туристской организацией было общество велосипедистов-туристов ("Русский турингклуб"), созданное в 1885 году в Петербурге. Устав клуба был утвержден товарищем министра внутренних дел России Шебеко Н.И. У этого клуба были филиалы в Киеве, Москве, Харькове, Тобольске, Риге и Благовещенске.

На базе этого клуба в 1895 году в России было создано Российское общество туристов, которое. ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. Данное общество впервые провело путешествие паломников к святым местам. При обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. В 1911 году правление общества переезжает в Москву. К 1914 году в обществе насчитывалось около 5000 членов. Оно просуществовало до 1928 года и было ликвидировано, а в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось в Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, куда входили такие акционерные общества как "Советский турист", "Украинское межпаевое экскурсионное товарищество", "Турист Грузии". В 1929 году было создано Всесоюзное акционерное общество "Интурист" с отделениями и представительствами во многих городах СССР и за рубежом.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны.

В 1962 году это Управление преобразовано в Центральный Совет по туризму, а в 1969 году - Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, который в 1958 году создает свою туристскую структуру - Бюро международного молодежного туризма "Спутник".

Организацией детского туризма занималась созданная еще в 1918 году и преобразованная в 1932 году Центральная детская экскурсией но -туристская станция.

Движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному туристскому клубу.

Свою туристскую структуру создало также Министерство обороны и ряд других министерств и ведомств.

В настоящее время бывшие монополисты туризма - "Интурист", "Спутник", Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинг-компании, а координацию туризма в России взял на себя Государственный комитет по физкультуре и туризму.

Таким образом, развитие массового туризма советского периода можно условно подразделить на 4 этапа:

с 1917г. по 1929 год - в рамках бывшего Российского общества туристов;

с 1930г. по 1936 год - в рамках Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий;

с 1936г. по 1969 год - в рамках ВЦСПС;

с 1969г. по 1991 год - в рамках Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

История туризма зарубежных стран связана с интенсивным формированием и развитием туристско-рекреационных ресурсов. Страны, обладающие такими ресурсами (Швейцария, Австрия, Италия, Франция, Португалия, Испания, Чехословакия, США, Великобритания) сориентировали свою экономику на индустрию туризма. В послевоенный период в этих странах была восстановлена и многократно увеличена техническая база индустрии туризма если в бывшем СССР к 1990 году суммарное ("число мест размещения составляло 327 тысяч, то в данных странах их было в несколько десятков раз больше.

Выбор редакции
Пятигорская вертолетная авиакомпания "Симаргл" продолжает готовиться к полетам на самолетах. В марте перевозчик был куплен структурами,...

На нашей планете множество примечательных мест. Особый интерес представляют горы. А если горы разноцветные, то интерес растет в...

Осенью воздух свежее, цены ниже, туристов меньше, еды больше. Да еще и природа хвастается, мол, «Посмотрите, какие я знаю цвета». А вы в...

29 марта 1998 года в Португалии был открыт мост Васко да Гама через реку Тежу. Этот мост, носящий имя португальского мореплавателя, стал...
Далекий и загадочный край – Камчатка. Край к тому же девственный, еще мало изученный и пока еще почти не освоенный человеком. Не мудрено,...
Наш маршрут лежит в одно из самых знаменитых ущелий Домбая — Алибекское ущелье. В первую очередь своей популярностью ущелье обязано...
Перевозку осуществляет несколько компаний.На карте схематически красными звездочками отмечены пирсы, с которых отправляются лодки и...
Сиань – древнейший город с многовековой историей. Культура, архитектура и традиции привлекают в центр провинции Шеньси миллионы туристов...
Путь Сантьяго – паломнический маршрут, имеющий религиозное значение. Он также известен под названием Путь святого Иакова. Ежегодного его...