Александровская колонна. Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды Что написано на александрийском столпе


В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Восхищение туристов вызывают многие Александровская колонна занимает среди них особое место. Многие из тех, кто приезжает в отправляются в первую очередь на Дворцовую площадь. Именно здесь находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Она является одним из самых известных памятников этого города. Это сооружение в стиле ампир было воздвигнуто в центре Дворцовой площади в 1834 году. Архитектор - О. Монферран. Александровская колонна в Санкт-Петербурге построена была по указу Николая I. Она является данью памяти об очень важной для России и всего мира победе над Наполеоном Александра I. Ниже представлена Александровская колонна в Санкт-Петербурге (фото сделано несколько лет назад).

Идея Карла Росси

Памятник этот дополняет композицию посвященной победе в войне 1812 года Арки Главного штаба. Карл Росси, подал идею сооружения монумента. Он полагал, что в центре Дворцовой площади следует расположить памятник. Росси отверг идею установки еще одной статуи Петру I на коне. Он желал видеть что-то другое.

Первоначальный проект Монферрана

Не сразу возникла идея, которая была реализована впоследствии как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Кратко расскажем о первоначальном проекте, предложенном императору. В 1829 году был объявлен официально открытый конкурс. На него откликнулся Огюст Монферран своим проектом возведения грандиозного гранитного обелиска. Однако император посчитал, что несколько иначе должна выглядеть Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание первоначального проекта можно сделать на основе его эксиза, который сохранился. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, высота которого составит 25,6 м, на гранитном цоколе. Также предполагалось украсить лицевую грань этого обелиска барельефами с изображениями событий войны 1812 года. Архитектор видел на пьедестале всадника на коне, который попирает своими ногами змею. Двуглавый орел летит впереди него. Богиня победы следует за всадником, венчая его лаврами. Две женские фигуры ведут коня.

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир. Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна. Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения. В период с 1829 по 1834 год велось строительство.

Добыча камня для будущей колонны

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Доставка камня и колонны в Санкт-Петербург

Очень нелегко было в то время реализовать такой грандиозный проект, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Интересные факты связаны не только с добычей камня, но и с его транспортировкой. Водным путем производилась доставка частей будущей колонны в Санкт-Петербург. Барка особой конструкции была задействована для этого. Сам же монолит оболванен был на месте, после чего подготовлен к транспортировке. Полковник Гласин, корабельный инженер, занимался вопросами перевозки. Он сконструировал и затем построил специальный бот, названный "Святым Николаем". Его грузоподъемность достигала 1100 т. Специальный мол был сооружен для проведения погрузочных работ. С деревянной платформы осуществлялась погрузка. Колонну погрузили на борт, после чего на буксируемой двумя пароходами барже монолит отправился в Кронштадт, а затем - в Санкт-Петербург к Дворцовой набережной. В 1832 году, 1 июля, состоялось прибытие в Санкт-Петербург центральной части будущей колонны - важное событие, которым отмечена история Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Фундамент колонны

На Дворцовой площади с 1829 года начались работы по строительству пьедестала и фундамента. Ими руководил Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Прежде всего провели геологическую разведку ближайшей местности. Песчаный материк был обнаружен на глубине 5,2 м недалеко от центра площади. Место для колонны утвердили в 1829 году. 1250 шестиметровых сосновых свай было забито под ее основание. Затем их срезали под ватерпас. Таким образом, получилась площадка под фундамент, на котором должна была стоять Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание фундамента следующее. Он состоит из каменных гранитных блоков толщиной в полметра. Тесовой кладкой фундамент выведен был до горизонта площади. Бронзовая шкатулка с отчеканенными в честь победы в войне 1812 года монетами была заложена в его центр. Работы были закончены в 1830 году, в октябре. Художник Г. Гагарин запечатлел на своем полотне, как строили Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.

Водружение колонны

Новым этапом стало водружение 400-тонного монолита на фундамент. Этот монолит служит основанием пьедестала. По тем временам, конечно, было непросто установить на фундамент такой тяжелый камень. Но с этой задачей справились. В 1832 году, к июлю, пьедестал был завершен, а монолит колонны находился на подходе. Теперь предстояла самая сложная задача - установить на пьедестал колонну. Оригинальная подъемная система была сконструирована А. А. Бетанкуром в декабре 1830 года. Для этого нужны были строительные леса высотой в 47 метров, 60 кабестанов, а также система блоков.

Колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу, располагавшуюся у подножия лесов. После этого ее обмотали кольцами из канатов с прикрепленными к ним блоками. На вершине лесов находилась другая система блоков. Большое количество канатов, которые опоясывали камень, были намотаны свободными концами на расставленные на площади кабестаны. Государь вместе со всей императорской семьей приехал на поднятие. На Дворцовой площади для приведения в вертикальное положение колонны Бетанкуру понадобилось привлечь силы 400 рабочих и 2000 солдат, установивших за 1 час 45 минут монолит.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Колонну в первоначальном проекте завершал крест, который обвивала змея. Скульпторами Академии художеств, кроме того, предлагались несколько вариантов ангелов с крестом. В итоге фигура, выполненная Б. И. Орловским, была принята к исполнению. Два года длилась полировка и отделка памятника.

Торжественное открытие памятника

В 1834 году, 30 августа, работы на Дворцовой площади были закончены. Государь с семейством, представители русской армии и 100-тысячное русское войско присутствовали на церемонии открытия. В православном антураже оно было осуществлено. Сопровождало открытие торжественное богослужение, совершенное у подножия колонны. В честь открытия этого памятника выпустили памятный рубль, тираж которого составил 15000 монет.

Описание монумента

Образцы триумфальных сооружений времен античности напоминает Александровская колонна в Санкт-Петербурге, фото которой представлено в этой статье. Удивительной красотой силуэта, лаконизмом формы, четкостью пропорций обладает этот монумент. Он является самым высоким в мире, созданным из цельного гранита. Венчает памятник фигура ангела, выполненная Борисом Орловским. Он держит в левой руке четырехконечный латинский крест и возводит к небу правую руку. Наклонена голова ангела, на землю устремлен его взгляд. Фигура его, по первоначальному проекту Монферрана, должна была опираться на стальной прут. Однако позже он был удален. Когда в 2002-2003 годах проводилась реставрация, выяснилось, что ангел держится за счет собственной массы. Чертам лица его было придано сходство с царем Александром I. Ангел попирает крестом змея, что символизирует покой и мир, которые Россия принесла в Европу победой над войсками Наполеона. Стройность колонны подчеркивает легкая фигура ангела, а также вертикаль креста, которая продолжает вертикаль монумента.

Бронзовая ограда

Александровская колонна в Санкт-Петербурге окружена бронзовой оградой, которая была выполнена по проекту О. Монферрана. Высота ее составляет около 1,5 м. Она была установлена в 1834 году, а полностью все элементы - в 1836-1837 годах. Караульная будка была построена в северо-восточном ее углу. В ней находился инвалид, одетый в гвардейскую форму. Он днем и ночью охранял такой важный памятник, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге, а также следил за порядком на Дворцовой площади.

Он разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Центр Дворцовой площади зодчий планировал украсить большим обелиском. Этот проект также не был реализован.

Примерно в те же годы, при царствовании Александра I, появилась идея поставить в Петербурге памятник в честь победы России над Наполеоном. Сенат предлагал создать монумент, который прославит русского императора, возглавлявшего при этом страну. Из постановления Сената:

"Воздвигнуть в престольном граде памятник с надписью: Александру Благословленному, Императору Всероссийскому, Великодержавному Держав Восстановителю от признательныя России" [Цит. по: 1, с. 150].

Александр I эту идею не поддержал:

"Изъявляя совершенную мою признательность, убеждаю государственные сословия оставить оное без всякого исполнения. Да соорудится мне памятник в чувствах моих к вам! Да благословит меня в сердцах своих народ мой, как я в сердце моём благословляю оный! Да благоденствует Россия, и да будет надо мною и над нею благословение Божие" [Там же].

Проект монумента был принят только при следующем царе, Николае I. В 1829 году работа по его созданию была поручена Огюсту Монферрану . Интересно, что Монферраном к этому времени уже был создан проект памятника-обелиска, посвящённого убитым в сражении под Лейпцигом. Возможно, что Николем I был учтён этот факт, а так же то, что француз уже имел опыт работы с гранитными монолитами при строительстве Исаакиевского собора . То, что идея памятника принадлежит императору, доказывают слова Монферрана:

"Мне были разъяснены главные условия строительства монумента. Памятник должен представлять собой гранитный обелиск из одного куска общей высотою от подножья 111 футов" [Цит. по: 4, с. 112].

Первоначально Монферран задумывал памятник в виде обелиска высотой 35 метров. Он создал несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном из вариантов его предлагалось украсить барельефами Фёдора Толстого на тему войны 1812 года и на лицевой стороне изобразить Александра I в образе едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае архитектор предлагал поместить на пьедестале фигуры Славы и Изобилия. Интересно было ещё одно предложение, в котором обелиск поддерживали фигуры слонов. В 1829 году Монферран создал ещё один вариант монумента - в виде увенчанной крестом триумфальной колонны. В результате последний вариант и был принят за основу. Это решение благотворно сказалось на общей композиции Дворцовой площади. Именно такой монумент смог связать между собой фасады Зимнего дворца и Главного штаба, важным мотивом которых являются как раз колоннады. Монферран писал:

"Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона" [Цит. по: 3, с. 231].

Заготовка огромного монолита и его доставка в Петербург представляет большую сложность и сейчас. А в первой половине XIX века многим это казалось вообще невозможным. Член Комиссии о построении Исаакиевского собора инженер-генерал граф К. И. Опперман считал, что "гранитная скала, из которой предлагает архитектор Монферран выломать колонну для обелиска, содержит различные неоднородного свойства части с рухлыми жилами, отчего разные, из сей же скалы выламываемые для Исаакиевского собора колонны, иные не выходили надлежащей меры, а иные с трещинами и другими недостатками, по коим их принимать нельзя было; одна же уже по нагрузке и выгрузке переломилась при перекатке от здешней пристани в сарай для чистой отделки, а предполагаемая для обелиска колонна пятью саженями длиннее и почти вдвое толще колонн Исаакиевского собора, и потому успех в выломке, в счастливой нагрузке, выгрузке и перенесении гораздо более сомнителен, нежели подобные предприятия для колонн Исаакиевского собора " [Цит. по: 5, с. 162].

Монферрану приходилось доказывать свою правоту. В том же 1829 году он объяснял членам Комиссии:

"Частые поездки мои в Финляндия в течение одиннадцати лет для обозрения выломки 48 колонн для Исаакиевского собора уверили меня, что если некоторые колонны и были переломлены, то сие происходило от алчности людей, для того употреблённых, и почему смею удостоверить в успехе дела сего, если принята будет предосторожность умножить число буров или дыр, подрубить массу снизу по всей толстоте и, наконец, твёрдо опереть оную, дабы отделить без сотрясения...
<...>
Средства, мною предлагаемые для поднятия колонны, сеть те же, кои употреблены для сорока колонн, с успехом поставленных поныне при строении Исаакиевского собора. Я употреблю те же самые машины и часть лесов, кои в течение двух лет для собора будут не нужны и в наступающую зиму будут разобраны." [Цит. по: 5, с. 161, 163]

Объяснения зодчего Комиссия приняла, и в начале ноября того же года проект был одобрен. 13 ноября был подан на утверждение план Дворцовой площади с предлагаемым местом для Александровской колонны, утверждённый Николаем I в начале декабря. Монферран предполагал, что при заблаговременном изготовлении фундамента, постамента и бронзовых украшений памятник можно будет открыть в 1831 году. На все работы архитектор рассчитывал потратить 1 200 000 рублей.

По одной из петербургских легенд, эту колонну предполагалось использовать именно для строительства храма. Но получив монолит более длинный чем необходимо, было принято решение о его использовании на Дворцовой площади. На самом деле, эту колонну высекали по специальному заказу для памятника.

Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку. Три месяца сюда забивали новые шестиметровые сосновые сваи крестьяне Григорий Кесаринов и Павел Быков. Всего понадобилась 1 101 свая . На них положили гранитные блоки толщиной в пол метра. При закладке фундамента стоял сильный мороз. В цементный раствор Монферран добавлял водку для лучшего схватывания.

В центр фундамента был помещён закладной гранитный блок размерами 52х52 сантиметра. В него вмонтировали бронзовую шкатулку со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску. Для неё Монферран предложил следующий текст:

"Сей камень положен в лето от Рождества Христова 1830-е, царствования же Императора Николая Первого в 5-е лето, при сооружении монумента блаженной памяти Императору Александру I-му. При сооружении в Комиссии высочайше утверждённой заседали: действительный тайный советник Ланской, инженер-генерал граф Опперман, действительный тайный советник Оленин, инженер-генерал-лейтенант Карбоньер. Сенаторы: граф Кутайсов, Гладков, Васильчиков и Безродный. Сооружением управлял архитектор Монферран". [Цит. по: 5, с. 169]

Оленин в свою очередь предложил аналогичный текст, который с незначительными корректировками был принят. Надпись на доске выгравировал "С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов ". По словам архитектора Адамини работа по устройству фундамента была завершена к концу июля 1830 года.

Гранитный блок пьедестала в 25 000 пудов изготовили из добытой в районе Летсаарма глыбы. Его доставили в Петербург 4 ноября 1831 года. Через два дня его предполагали выгрузить, а затем за четыре-пять дней полностью обработать на месте. Перед установкой постамента в начале ноября Николай I разрешил поместить в основание Александровской колонны вторую бронзовую закладную доску, при этом повелев "положить притом ещё вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы ". Тогда же он утвердил текст второй закладной доски, изготовленной мастером бронзовых дел А. Гереном:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". [Цит. по: 5, с. 170]

Вторая закладная доска и медаль за взятие Варшавы были помещены в основание Александровской колонны 13 февраля 1832 года в 2 часа дня в присутствии всех членов Комиссии.

"За выломку, обтёску и полировку оной колонны, а также за построение пристани и доставку к месту строения, кроме нагрузки, выгрузки и перевозки через воду " купец 1-й гильдии Архип Шихин запросил 420 000 рублей. 9 декабря 1829 года за ту же работу предложил взяться Самсон Суханов, запросив 300 000 рублей. На следующий день ту же цены объявил купец техник-самоучка Василий Яковлев. При проведении новых торгов цена были снижена до 220 000 рублей, а после переторжки 19 марта 1830 года Архип Шихин обязался выполнить контракт за 150 000 . Однако, заказ за ту же цену достался 20-летнему Яковлеву. Он взял на себя обязательство в случае неудачи с первым, "безвозмездно отбить и доставить в Петербург второй, третий и так до тех пор, пока потребный камень не займёт своего места на Дворцовой площади ".

Монолит высекали в 1830-1831 годах, без перерыва на зиму. Монферран лично выезжал на каменоломни 8 мая и 7 сентября 1831 года. "Гранит опрокинут был в 7 минут 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора, присланного туда Комиссией о построении Исаакиевского собора... огромная скала, поколебавшись в своём основании, медленно и без шума повалилась на приготовленное для неё ложе ". [Цит. по: 5, с. 165]

Для обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль. В середине марта 1832 года готовы были две трети колонны, после чего количество участников процесса увеличили до 275 человек. 1 апреля Василий Яковлев докладывал о полном завершении работы.

В июне приступили к транспортировке колонны. При этом произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости. До Петербурга плоский бот "Св. Николай" с колонной буксировали два парохода. В город она прибыла 1 июля 1832 года. За операцию по перевозке колонны председатель Комиссии граф Ю. П. Литта получил орден святого Владимира.

12 июля в присутствии Николая I и его супруги, представителей императорской семьи, принца прусского Вильгельма и многочисленной публики колонну выгрузили на берег. Зрители располагались на лесах для подъёма колонны и на суднах на Неве. Эту операцию выполняли 640 рабочих.

Дата подъёма колонны на постамент (30 августа - день тезоименитства Александра I) была утверждена 2 марта 1832 года, равно как и новая смета на сооружение памятника на общую сумму 2 364 442 рубля, которая превысила первоначальную почти в два раза.

Так как подъём 600-тонного монолита осуществлялся впервые в мире, Монферран разработал подробную инструкцию. На Дворцовой площади были сооружены специальные строительные леса, которые заняли её почти полностью. Для подъёма использовались 60 воротов, расставленных в два ряда вокруг лесов. Каждый ворот приводили в движение 29 человек: "16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер... Для достижения правильного движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников " [Цит. по: 5, с. 171]. За блоками следили 120 человек наверху лесов и 60 - внизу "для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторон, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под помостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива известкового раствора между колонною и базою. 15 человек плотников и 1 десятник будут находиться в готовности на случай непредвиденный... Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находиться на месте производства во всё время поднятия колонны " [Там же].

На подъём Александровской колонны понадобилось всего 40 минут. В операции колонны были заняты 1 995 солдат, а вместе с командирами и охраной - 2090 .

За установкой колонны наблюдало более 10 000 человек, специально приезжали иностранные гости. На помосте Монферран разместил 4 000 мест для зрителей. 23 августа, то есть за неделю до описываемого события, Николай I распорядился передать "чтобы ко дню поднятия колонны для монумента императору Александру I устроены были верху на подмостках места: 1-е для императорской фамилии; 2-е для Высочайшего двора; 3-е для свиты Его Величества; 4-е для дипломатического корпуса; 5-е для Государственного совета; 6-е для Сената; 7-е для гвардейских генералов; 8-е для кадетов, которые от корпусов наряжены будут; присовокупляя к тому, что в день поднятия колонны будет также поставлен вверху на подмостках караул из роты гвардейских гренадер и что Его величество желает, чтобы сверх караула и лиц, для коих устроены будут места, никто уже из сторонних на подмостки не был впущен " [Цит. по: 4, с. 122, 123].

Министром императорского двора Петром Михайловичем Волконским этот список был расширен. Председателю Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, которая занималась установкой памятника, он сообщал:

"Честь имею уведомить Ваше Сиятельство, что сверх тех особ, для коих устраиваются места, Государь Император Высочайше позволяет быть на помосте при поднятии Александровской колонны: 1-е - иностранным архитекторам, нарочито сюда приехавшим для сего случая; 2-е - членам Академии художеств профессорам архитектуры; 3-е - академистам, приготавливающимся к архитектурному искусству. и 4-е - вообще артистам нашим и чужестранным" [Цит. по: 4, с. 123].

"Улицы, ведущие к Дворцовой площади, Адмиралтейству и Сенату, были сплошь запружены публикой, привлечённой новизной столь необычайного зрелища. Толпа возросла вскоре до таких пределов, что кони, кареты и люди смешались в одно целое. Дома были заполнены людьми до самых крыш. Не осталось свободного ни одного окна, ни одного выступа, так велик был интерес к памятнику. Полукруглое здание Главного штаба, уподобившееся в этот день амфитеатру Древнего Рима, вместило более 10 000 человек. В специальном павильоне расположился Николай I со своей семьёй. В другом посланники Австрии, Англии, Франции, министры, уполномоченные по делам, составляющие иностранный дипломатический корпус. Затем специальные места для Академии наук и Академии художеств, университетской профессуры, для иностранцев, лиц, близких к искусству, прибывших из Италии, Германии, чтобы присутствовать на этой церемонии..." [Цит. по: 4, с. 124, 125].

Ровно два года понадобилось на окончательную обработку монолита (шлифовку и полировку), оформление её навершия, украшение пьедестала.

На вершине колонны Монферран первоначально планировал установить крест. В процессе работы над памятником он решил завершить колонну фигурой ангела, которую по его мнению должен был создать скульптор И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в котором приняли участие академики С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Выиграл конкурс второй из них. 29 ноября 1832 года Николай I осматривал модель ангела и повелел "чтобы лик дать статуе покойного императора Александра ". В конце марта 1833 года Монферран предложил завершить Александровскую колонну не одним, а двумя поддерживающими крест ангелами. Николай I поначалу с ним согласился, но узнав "что многие из художников опровергают мысль о постановке двух ангелов ", решил собрать художников и скульпторов для обсуждения этого вопроса. В процессе переговоров Монферран предлагал поместить на колонне сразу трёх ангелов, но большинство высказалось за одну фигуру. Николай I занял позицию большинства. Императором же было принято решение поставить ангела лицом к Зимнему дворцу.

Фигура ангела по замыслу Монферрана должна была быть позолочена. Из-за спешки с открытием Александровской колонны золочение решили произвести на масле, что можно было сделать не только быстро, но и дёшево. Однако, на низкую надёжность такого способа указал Оленин, обратившийся к министру императорского двора Волконскому:

"...судя по вызолоченным статуям в Петергофе, эффект золотом покрытой статуи ангела будет весьма посредственен и мало привлекателен, ибо позолота на масле имеет всегда вид сусального золота, а притом вероятно не устоит даже до наших внуков, будучи подвержена действию жестокого нашего климата при невозможности позолоту временно возобновить за большими каждый раз издержками по построению для сей работы лесов" [Цит. по: 5, с. 181].

В итоге было принято предложение Оленина вообще не золотить ангела.

Постамент Александровской колонны украшают барельефы, выполненные художниками Скотти, Соловьёвым, Брюлло, Марковым, Тверским, скульпторами Свинцовым и Леппе. На барельефе со стороны здания Главного штаба помещена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: "1812, 1813, 1814". Со стороны Зимнего дворца - две крылатые фигуры с надписью: "Александру I благодарная Россия". С двух других сторон на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия. В процессе согласования украшения колонны императором были высказаны пожелания заменить на барельефах античную военную арматуру на старинную русскую.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом. Способствовал этому и Николай I, который повелел содрать с лестницы пурпурное сукно и применить вместо него ткань палевого цвета, в той тогдашней окраски императорской резиденции. Для постройки трибуны с крестьянином Степаном Самариным был заключён контракт 12 июня 1834 года, который был исполнен к концу августа. Декоративные детали из гипса изготовили "лепного дела мастера" Евстафий и Полуект Балины, Тимофей Дылёв, Иван Павлов, Александр Иванов.

Для публики были сооружены трибуны перед зданием экзерциргауза и со стороны Адмиралтейского бульвара. Так как фасад амфитеатра превосходил по размерам фасад экзерциргауза, то у последнего для сооружения бревенчатых стоек была разобрана крыша, а также снесены соседние постройки.

Перед открытием Александровской колонны Монферран попытался отказаться от участия в церемонии из-за усталости. Но на его присутствии настоял император, который желал видеть в деть открытия монумента всех членов Комиссии, включая главного архитектора с помощниками.

На торжественной церемонии император обратился к архитектору по французски: "Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе " [Цит. по: 4, с. 127].

"...Торжества открытия соответствовали. Над главными воротами Зимнего дворца построен великолепно украшенный балкон со сходами по обеим сторонам на площади... Вдоль всех зданий Дворцовой площади сделаны были в несколько ярусов амфитеатры для зрителей. Народ толпился на Адмиралтейском бульваре; все окна окрест лежащих домов были усеяны жаждущими насладиться сим единственным зрелищем..." [Цит. по: 1, с. 161, 162]

Из воспоминаний поэта-романтика Василия Жуковского:

"И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска...
Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище...
Ввечеру долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым" [Цит. по: 4, с. 128, 129].

Сохранились и впечатления представителя простой публики. Воспоминания об открытии Александровской колонны записала Мария Фёдоровна Каменская, дочь графа Фёдора Толстого:

"Против Эрмитажа, на площади, на углу, где в настоящее время стоит здание государственного архива, были тогда поставлены высокие мостки, на которых были назначены места для чинов Министерства двора, значит, и для Академии художеств. Нам надо было пробраться туда ранёхонько, потому что после на площадь никого уже не пускали. Благоразумные девицы Академии, боясь проголодаться, захватили с собой корзиночки с завтраком и уселись в первом ряду. Церемония открытия памятника, насколько я помню, не представляла ничего особенного и была очень похожа на обыкновенные майские парады, с прибавлением только духовенства и молебствий. Разглядеть то, что делалось около самой колонны, было довольно трудно, потому что мы всё-таки сидели довольно далеко от неё. Нам невольно больше всего бросался в глаза обер-полицмейстер (если не ошибаюсь, тогда обер-полицмейстером был Кокошкин), который что-то особенно усердствовал, уморительно кабрируя на своей большой лошади, носился вокруг площади и орал во всё горло.
Вот мы смотрели, смотрели, проголодались, распаковали свой коробочки и начали уничтожать взятый с собой провиант. Публика, сидевшая на соседних с нами мостках, тянувшихся вплоть до Министерства иностранных дел, последовала нашему благому примеру, начала тоже развёртывать бумажки и жевать что-нибудь. Ретивый обер-полицмейстер сейчас заметил эти непорядки во время парада, освирепел, подскакал к мосткам и, заставляя своего коня ломаться и вставать на дыбы, начал громовым голосом кричать:
- Бессовестные, бессердечные люди! Как, в тот день, когда водворяется памятник войне 1812 года, когда все благодарные русские сердца собрались сюда молиться, вы, вы, каменные сердца, вместо того, чтобы помянуть святую душу Александра Благословенного, освободителя России от двунадесяти язык, и воссылать к небу горячие молитвы за здравие ныне благополучно царствующего императора Николая I, вы лучше ничего не выдумали, как прийти сюда жрать! Долой все с мостков! В церковь, в Казанский собор, и падите ниц пред престолом Всевышнего!
- Дурак! - крикнул чей-то голос сверху, сзади нас.
- Дурак, дурак, дурак! - подхватили, как эхо, залпом неизвестно чьи голоса, и сконфуженный непрошеный проповедник в бессильной злобе принужден был дать шпоры лошади под музыку войск и неистовый хохот на мостках будто ни в чём не бывало, красиво изгибаясь, загалопировал куда-то дальше" [Цит. по: 4, с. 129-131].

Как справедливо заметил историк М. Н. Микишатьев (из чьей книги приведена эта цитата), с личностью обер-полицмейстера Мария Фёдоровна не ошиблась. Им тогда был Сергей Александрович Кокошкин. А вот здание государственного архива она спутала со зданием штаба Гвардии .

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее. В её композиции предполагалось использовать украшения из золоченой бронзы, хрустальные шары на трёхглавых орлах, установленных на трофейных турецких пушках, которые 17 декабря были приняты архитектором из арсенала.

Металлическая ограда была произведена на заводе Берда. В феврале 1835 года он предложил подвести к хрустальным шарам газовое освещение. Стеклянные шары были изготовлены на Императорском стеклянном заводе. Освещались они не газом, а маслом, которое подтекало и оставляло копоть. 25 декабря 1835 года один из шаров лопнул и развалился. 11 октября 1836 года "последовало высочайшее повеление устроить у памятника Императора Александра I чугунные канделябры с фонарями по утверждённым рисункам для газового освещения " [Цит. по: 5, с. 184]. Прокладка газовых труб завершилась в августе 1837 года, в октябре установили канделябры.

Михаил Николаевич Микишатьев в книге "Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки" развенчивает миф о том, что в стихотворении "Памятник" А. С. Пушкин упоминает Александровскую колонну, называя её "Александрийским столпом". Он убедительно доказывает, что в произведении Пушкина упоминается буквально Фаросский маяк, находившийся некогда при гавани египетского города Александрия. Вот он и назывался Александрийским столпом. Но благодаря политическому характеру стихотворения, последний стал прямым намёком на памятник Александру I. Только намёком, хотя потомки приравняли их друг к другу.

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте. Она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её вес составляет 704 тонны . Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она немного, но выше Вандомской колонны, установленной в 1810 году в честь побед Наполеона в Париже.

Часто встречаются рассказы о том, что в первое время после установки Александровской колонны многие дамы боялись находиться рядом с ней. Они предполагали, что колонна может в любой момент упасть и обходили площадь по периметру. Эта легенда иногда видоизменяется: столь боязливой выставляется лишь одна дама, которая приказывала своему кучеру держаться подальше от памятника.

В 1841 году на колонне появились трещины. К 1861 году они стали настолько заметными, что Александр II учредил комитет для их исследования. Комитет пришёл к выводу что трещины в граните имелись изначально, и они были заделаны мастикой. В 1862 году трещины были заделаны портландским цементом. Наверху остались обрывки цепей, которые использовали для ежегодного подъёма на колонну с целью её осмотра.

С Александровской колонной случались истории, похожие на мистические. 15 декабря 1889 года министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N". По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году. На следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили. Немного позднее появился план заменить ангела на фигуру В. И. Ленина. Однако и это не было реализовано.

Александровская колонна - один из известнейших памятников Петербурга

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…

А.С.Пушкин

Если я правильно запомнил со школьной скамьи, то стихотворение звучит именно так) После этого, с лёгкой руки Александра Сергеевича, Александровскую колонну начали называть столпом, причём Александрийским=) Как же он появился и чем же он так примечателен?

Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате””. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором. Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра на гранитном цоколе 8,22 метра. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы графа Ф. П. Толстого. На пьедестале планировалось выполнить надпись “Благословенному - благодарная Россия”. На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры. На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение “Plans et details du monument consacr ? ? la m?moire de l’Empereur Alexandre”, но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). Ниже на фото - фрагмент колонны с Вандомской площади (автор - PAUL)

В качестве источника вдохновения Огюсту Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем. Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Для гранитного монолита - основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции. Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя “Святой Николай”, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части Александровской колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран. Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 м был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром - архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. В октябре 1830 года работы были закончены.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала. Конечно же, по тем временам, установить 400-тонную каменюку было, мягко говоря, непросто) Но я не думаю, что в этой статье стоит описывать этот процесс, просто отмечу, что было им тяжко… К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи - установки колонны на пьедестал. Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом: по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки; другая система блоков находилась на вершине лесов; большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади. По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма. 30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал “ура!”. А Николай I после этого заявил Монферрану, что он себя обессмертил.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом. Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта 1814 года. В честь открытия памятника был выпущен памятный рубль тиражом 15000 монет.

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На табличке памятника выгравировано “Александру I благодарная Россия”. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской в Лондоне (колонна Нельсона). Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002-2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы. Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

“Александрийский столп” был окружён декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек, которые венчали трёхглавые орлы. Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки. Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением. Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади. Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.

Императорский виссон
И моторов колесницы, -
В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён…

Осип Мандельштам

7 декабря 2010 | Категории: Места , История , Архитектура

Является знаменитая Александрийская колонна. Образ её с детства входит в сознание нескольких поколений русских людей, даже тех, кто никогда не бывал на Но хрестоматийные стихи Пушкина, где она упоминается, известны каждому. При этом далеко не каждый вспомнит, что воздвигнута была Александрийская колонна в честь ознаменования победы русского оружия над Наполеоном в года. Нередко она воспринимается не более чем ось симметрии и центр общей композиции, объединяющий в единое целое гениальные творения Росси и Растрелли. Конечно же, это простая условность, но её принято считать символическим центром не только Дворцовой площади, но и всего Санкт-Петербурга.

История создания

Александрийская колонна на дворцовой площади была воздвигнута по проекту великого архитектора Огюста Монферрана. В её воздвижении есть некоторый элемент случайности. Сорок лет своей жизни Монферран посвятил Гранит для строительства его колоннад добывался в карельских скалах. Одна из монолитных заготовок весила тысячу тонн, а её розовый гранит был удивительного качества. Длина тоже сильно превышала необходимую. Резать такой подарок природы было просто жаль. И было принято решение использовать монолит целиком. Изготовлена Александрийская колонна была прямо на месте добычи монолитной заготовки. Работу выполнили русские мастера-камнерезы. Для её доставки в столицу по Неве пришлось конструировать и строить специальную баржу. Действие происходило в 1832 году. После доставки на место назначения и проведения всех подготовительных работ окончательный монтаж её занял всего полтора часа. В вертикальное положение Александрийская колонна была приведена через систему рычагов при помощи физических усилий двух с половиной тысяч рабочих и солдат столичного гарнизона. Завершено создание конструкции было в 1834 году. Чуть позже пьедестал был украшен орнаментом и обнесён невысоким заграждением.

Некоторые технические подробности

Колонна на Дворцовой площади и по сей день является самым высоким триумфальным сооружением подобного типа во всей Европе. Высота её составляет 47 с половиной метров. Она тщательно отполирована и по всей длине имеет равный диаметр. Уникальность этого монумента ещё и в том, что он ничем не закреплён и стоит на твёрдом основании исключительно под действием собственного веса. Не столь далёк уже двухсотлетний юбилей этого сооружения. Но за это время не наблюдалось даже малейшего отклонения от вертикали шестисоттонного монолита. Не наблюдается и признаков просадки фундамента под ним. Такова была точность инженерного расчёта Огюста Ришара Монферрана.


Во время войны рядом с колонной рвались бомбы и снаряды дальнобойной артиллерии. Александрийская колонна пережила тех, кто по ней стрелял и, судя по всему, стоять неколебимо намерена ещё очень долго. Металлический ангел на её вершине тоже ничем не закреплён, но улетать никуда не собирается.
Выбор редакции
Сегодня по просьбе одного из моих читателей мы отправимся в очень красивое место – на остров Мадейра . У таких необыкновенно красивых...

«Город, дающий надежду и спасение» - именно так называют курорт, который уже более 100 лет действительно возвращает больным людям...

Небольшой уютный городок Цуг на берегу озера с одноименным названием, среди парков и фруктовых садов, находится в 30 минутах от Цюриха....

Удивительную красоту можно увидеть в американском штате Калифорния, а именно в городе Форт-Брагг. Этот необыкновенный пляж из стекла...
Буддийская ступа на о. Огой– святые источники Одна из самых популярных экскурсий по Малому морю Экскурсия начинается от причала...
Парк Сокольники и история района Сокольники. «Сокольники» не просто наименование части территории Москвы, обширного района на...
Самый Австралия самый небольшой материк по площади, самый низкий по высоте. Единственный материк, где нет действующих вулканов и...
Однажды в Туле… По пустынной улице ночного города бежали три человека. Окна в домах еще не горели, люди отсыпались после встречи Нового...
Большинство ориентированных на туристов городов и поселков имеют большие платные автостоянки в непосредственной близости от исторических...